Маленькие, но большие

26 сентября 2005, 00:00
  Северо-Запад

Редакционная статья

Замечательная история с возникновением в Петербурге рынка мини-отелей в очередной раз иллюстрирует тезис, впрочем, едва ли не банальный, о высоком потенциале малого предпринимательства. Без всякой поддержки властей, при довольно-таки неблагоприятном экономическом климате малый бизнес сумел за короткое время добавить около 20% к существующему номерному фонду питерских гостиниц. А чего стоит тот поразительный факт, что мини-отели успешно преодолевают фактор сезонности - проклятие крупного гостиничного бизнеса в Петербурге!

Владельцы мини-отелей, как и малые предприниматели, работающие на других рынках, тонко реагируют на разнообразие спроса, не пренебрегают мелочами при организации бизнеса. Используя возможности своего формата, они обходят трудноразрешимые для крупного бизнеса проблемы с получением пятен под застройку в центральных районах города, организуя гостиницы в жилых домах, зачастую не мучаются с согласованиями проектов и подключением к сетям монополистов и т.д. При этом риски у мини-отелей не меньшие, если не большие, чем у крупных, - договариваться с контролирующими органами им ничуть не легче. Их успех - еще один аргумент против доминирующей в последнее время ориентации питерских властей только на большой бизнес, только на крупных инвесторов.

Но сразу закрадываются известные опасения... Предупреждая их, скажем: было бы крайне недальновидно начать притеснять мини-отели (как поступили в Петербурге с владельцами ларьков и транспортниками) только потому, что многие из них работают полулегально, без перевода жилых помещений в нежилые. Гораздо разумнее упростить процесс легализации. Что, разумеется, предполагает диверсификацию усилий Смольного, вдумчивое изучение и осмысленное регулирование рыночных процессов, отказ от "ручного" управления крупными проектами в пользу работы над созданием плодотворных и равных правил игры. Ведь малый бизнес на гостиничном рынке (как и на прочих) способен на большие дела.