Время распутывать

Тема недели
Москва, 12.03.2007
«Эксперт Северо-Запад» №10 (312)
Чтобы бизнес инвестировал в новые генерирующие мощности, государство должно создать свободный рынок торговли электроэнергией. Вопреки целям реформы российской электроэнергетики, такого рынка в России нет

Правительство Санкт-Петербурга и ОАО «Юго-Западная ТЭЦ» предполагают заключить в ближайшее время соглашение о сотрудничестве на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Это будет первое соглашение с инвестором в рамках принятого в конце 2006 года закона «Об участии Санкт-Петербурга в ГЧП». Городские власти возьмут на себя серьезные обязательства перед инвестором (корпорация «Синтез»), реализующим проект строительства Юго-Западной ТЭЦ стоимостью около 600 млн долларов. В частности, инвестору может быть гарантировано выделение бюджетной субсидии, если он не получит минимального дохода, необходимого для возврата вложенных средств.

Подобная гарантия – оправданная, хотя и вынужденная мера поддержки частного инвестора в ситуации, когда существующие на российском рынке электроэнергетики правила не позволяют обеспечить окупаемость прямых инвестиций. Смольный намерен добиваться изменения федеральной нормативно-правовой базы, чтобы стимулировать привлечение частных инвестиций без необходимости применения бюджетного субсидирования. Решение проблемы дефицита электро- и теплоэнергии руководители экономического блока администрации города связывают в значительной мере с формированием регионального розничного рынка электроэнергии, функционирующего по особым правилам.

Заложники тарифов

Развитие инженерно-энергетической инфраструктуры Петербурга стало в последние три года одним из приоритетов городских властей, о чем свидетельствует и значительное увеличение соответствующих бюджетных капвложений. В июле 2006 года благодаря политическим решениям, принятым на уровне президента РФ, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс подписали соглашение о реализации беспрецедентной по масштабу программы развития системы электроснабжения города стоимостью около 300 млрд рублей (см. «Лучше поздно, чем никогда», «Эксперт С-З» №34 от 18-24 сентября 2006 года). Наряду со строительством подстанций различного уровня напряжения и развитием электросетевого хозяйства программа предусматривает реконструкцию и строительство новых генерирующих мощностей ОАО «ТГК-1». Но для кардинального изменения ситуации с нехваткой генерируемой электроэнергии необходимо привлечь крупные частные инвестиции (в том числе в совместные с ОАО «ТГК-1» проекты модернизации существующих ТЭЦ).

«Мы предполагали, что реформа РАО „ЕЭС России“ приведет к тому, что все проблемы будут решаться комплексно, – говорит вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский. – Однако пришлось столкнуться с системными трудностями, которые не позволяют за счет рыночных механизмов обеспечить инвесторам возврат вложений в приемлемый срок – 8-10 лет. Действующие нормативные документы, регулирующие рынок электроэнергии, не стимулируют привлечение частных инвестиций (независимых от РАО „ЕЭС России“) в генерирующие мощности в таких динамично развивающихся регионах, как Петербург. И нас очень беспокоит, что для частных инвесторов не получается экономически привлекательной модели». Несовершенство системы взаимодействия государства, структур РАО «ЕЭС России» и потенциальных инвесторов проявилось в процессе осуществления проекта Юго-Западной ТЭЦ, а также при проработке бизнес-планов других проектов строительства генерирующих источников. Основные проблемы для частных инвесторов связаны с существующей тарифной политикой и условиями поставок электроэнергии на рынок.

Как отмечает председатель Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Олег Тришкин, сегодня новая ТЭЦ, применяющая современные технологии парогазового цикла, чтобы обеспечить окупаемость инвестиций, должна продавать электроэнергию по цене не менее 1,1-1,2 рубля/кВт·ч. Эта цена, подтвержденная расчетами по нескольким инвестпроектам создания генерирующих станций, учитывает затраты на приобретение оборудования, привлечение кредитных ресурсов, строительство объекта, покупку газа и т.д. Но пока электроэнергия дойдет до конечного потребителя, ее полная стоимость (с учетом оплаты услуг по передаче электроэнергии по региональным распределительным сетям, сетям ФСК ЕЭС и возникающих сбытовых расходов) благодаря различным «накруткам» достигнет 2 рублей/кВт·ч. Сейчас петербургские потребители платят за электроэнергию в среднем около 1,3 рубля/кВт·ч.

В регионе цену на оптовом рынке электрической энергии (мощности) формируют ТЭЦ ОАО «ТГК-1», являющиеся основными производителями. Федеральной службой по тарифам (ФСТ) установлен тариф поставки на оптовый рынок – 71 коп./кВт·ч. При этом энергосбытовые компании Петербурга покупают энергию на оптовом рынке по цене 80-90 коп./кВт·ч. Подобный механизм ценообразования приводит к тому, что электроэнергия, вырабатываемая новыми станциями, оказывается неконкурентоспособной (2 рубля/кВт·ч против 1,3 рубля/кВт·ч), что, естественно, делает покупку такой электроэнергии экономически невыгодной, а инвестиционный проект убыточным.

Город, заинтересованный, в частности, в возведении Юго-Западной ТЭЦ (помимо «Балтийской жемчужины» она обеспечит теплом и электроэнергией новые территории массовой жилищной застройки в Красносельском районе), вынужден гарантировать инвестору получение определенного минимального дохода. «Речь идет о том, что если мы заинтересованы в развитии города, то должны возвращать инвестору около 30% экономически обоснованных затрат за счет средств городского бюджета, – констатирует Михаил Осеевский. – Выплачивая субсидии, мы фактически профинансируем из бюджета города РАО „ЕЭС России“ и ОАО „ФСК ЕЭС“. Конечно, в особых ситуациях с помощью подобных мер можно поддержать конкретный проект, но это не изменит все еще неблагоприятные условия для притока инвестиций в сферу электроэнергетики».

Невиртуальная плата

Главная системная проблема состоит в том, что реформа российской электроэнергетики, по сути, так и не привела к появлению полноценного свободного рынка электроэнергии. Более того, как убеждены в Смольном, этой задачи не решают и принятые правительством РФ 31 августа 2006 года постановления №529 и 530, определяющие правила функционирования оптового и розничного рынков.

Основная доля оптового рынка приходится на регулируемый сектор, где цена покупки-продажи электроэнергии устанавливается ФСТ. Свободный сектор, подразумевающий по идее свободное ценообразование, еще очень незначителен – на него может поступать электроэнергия, вырабатываемая сверх зафиксированных объемов 2007 года, а также новая генерация. На практике цены по-прежнему будет диктовать на оптовом рынке регулируемый сектор. Как отмечают специалисты, нынешние тарифы ориентированы прежде всего на старые, зачастую уже самортизированные станции, обеспечивающие основную часть генерации, и практически не содержат в себе инвестиционной составляющей.

Тарифы оказываются своего рода «средней по палате» величиной, которая не учитывает специфики регионов, при этом рост тарифов сознательно сдерживается ФСТ, перенося таким образом затраты при комбинированной выработке на производство тепла. С 1 января 2008 года должен появиться розничный рынок, однако доступ на него изначально искусственно ограничивается. Так, вся генерация (как существующая, так и новая) мощностью свыше 5 МВт и в дальнейшем должна будет поставлять электроэнергию на оптовый рынок. Иными словами, производителям не дают права выбора и возможности продавать электроэнергию напрямую покупателям по свободным, нерегулируемым ценам на розничном рынке с учетом экономически обоснованных затрат, включая возврат инвестиций.

  Фото предоставленно Интерпресс
Фото предоставленно Интерпресс

«Ключевая проблема построения рынка состоит в том, что он виртуальный и существует только на бумаге, – подчеркивает Олег Тришкин. – Вся электрическая энергия, вырабатываемая на территории Санкт-Петербурга, на всех станциях и на всех уровнях напряжения, сначала должна быть продана на оптовый рынок, а затем она покупается уже совсем по другой цене. Физически передачи энергии не происходит – весь ее объем остается у нас в городе, потребители могут находиться буквально за забором ТЭЦ. А по документам электроэнергия якобы передается в Москву и именно там приобретается по тарифам, установленным ФСТ. В итоге конечным потребителям нашего региона транслируются цены оптового рынка, к которым „накручиваются“ платежи за виртуальную передачу энергии по сетям ФСК ЕЭС на весь объем электроэнергии, своего рода дополнительная абонентская плата РАО „ЕЭС России“, услуги системных организаций».

Кроме того, в администрации Петербурга считают ошибочным принятое в процессе реструктуризации РАО «ЕЭС России» решение о передаче городских сетей напряжением 220 и 330 кВ в ведение ФСК ЕЭС. «Для такого крупного мегаполиса, как Петербург, это вполне обычная распределительная сеть: она не участвует ни в каких межсистемных перетоках, которыми призвано заниматься ФСК ЕЭС, и должна оставаться в составе имущества региональной сетевой компании, – убежден Тришкин. – Разделение сетей по уровню напряжения, а не по функциональному назначению, – серьезная системная ошибка. Половину потребляемой электроэнергии вырабатывают ТЭЦ на территории города, а вторую половину энергии, приобретаемую на оптовом рынке, мы покупаем на Ленинградской АЭС, то есть в своем же регионе. Тем не менее приходится платить за виртуальную передачу по сетям ФСК ЕЭС каждого кВт·ч электроэнергии». Причем после передачи высоковольтных сетей в собственность ФСК ЕЭС величина тарифа на услуги по передаче электроэнергии выросла в четыре раза.

Аналогичной позиции придерживается председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Александр Бобров: «Оптовый рынок функционирует условно в Москве, а физически наши сбытовые компании покупают электроэнергию на месте, у находящихся в городе ТЭЦ. Почему же мы должны платить деньги, если в перетоках не участвует единая энергосеть?!»

Рациональная прозрачность

Оптимальный выход в Смольном видят в организации эффективно функционирующего в Петербурге розничного рынка электроэнергии. Все генерирующие источники на территории города должны получить возможность реализовывать электроэнергию непосредственно на розничном рынке, через механизм региональной торговой системы. Чиновники убеждены: если при формировании цены для конечного потребителя устранить «федеральные факторы», которые навязываются правилами оптового рынка, могут быть созданы условия для частных инвестиций.

«Вся электроэнергия, которая производится в пределах ответственности ОАО „Ленэнерго“, должна продаваться напрямую потребителю, минуя различные системы трансфертного ценообразования, – убежден Михаил Осеевский. – Все необъективные, экономически необоснованные составляющие в цене для конечного потребителя должны быть устранены. Заработает экономика, и региональный производитель будет торговать электроэнергией по ценам, которые формирует региональный розничный рынок. Появится возможность устанавливать действительно экономически обоснованный тариф, позволяющий привлекать частные инвестиции для строительства объектов генерации».

Таким образом, избавив потребителя от «накруток» оптового рынка в цене на электроэнергию, можно обеспечить финансовый ресурс, необходимый для окупаемости инвестиций. «За счет снижения платежей в пользу Москвы мы могли бы увеличить инвестиционную составляющую в тарифе и дать инвесторам источник для возврата средств, – поясняет Александр Бобров. – Более того, мы ожидаем, что в нашем регионе, испытывающем дефицит электроэнергии, при переходе на розничный рынок цена на нее заметно вырастет».

Окупаемости инвестиций в генерирующие мощности можно достичь, только избавив потребителя от фиктивных, не обеспеченных реальными услугами «накруток» оптового рынка в цене на электроэнергию

По оценкам специалистов Комитета по тарифам, новые независимые производители, реализующие вырабатываемую электроэнергию по правилам розничного рынка (то есть напрямую потребителю), смогут успешно конкурировать с ОАО «ТГК-1». К примеру, при цене продажи электроэнергии новых ТЭЦ в 1,1-1,2 рубля/кВт·ч на нее уже не будут «накручиваться» общесистемные услуги, как это происходит на оптовом рынке. С учетом платы за передачу электроэнергии по региональным сетям ее цена для конечного потребителя составит около 1,5 рубля, что сопоставимо со средней по городу отпускной ценой для электроэнергии «ТГК-1». Примечательно, что работа по правилам розничного рынка будет выгодна и для ОАО «ТГК-1», поскольку у него появится надежный источник инвестиций для модернизации существующих ТЭЦ.

Как отмечает Олег Тришкин, если администрация города добьется внесения изменений в постановления правительства РФ №529 и №530, то в регионе сложится полноценный рынок, функционирующий по четким и прозрачным правилам: «Все региональные производители должны торговать в условиях розничного рынка, формируя наши региональные цены. Оптовый же рынок, в принципе, должна формировать большая генерация – крупные федеральные АЭС, ГРЭС, производящие дешевую электроэнергию. И по мере развития генерации в Петербурге мы будем смотреть: если предлагаемая оптовым рынком цена нас устраивает, выгодна нашим потребителям, то электроэнергия докупается, если нет, то загружаются региональные производители».

Показательный опыт

В процессе разработки модели регионального розничного рынка, которую власти Петербурга намерены представить на федеральном уровне, планируется провести интересный эксперимент. Уже в ближайшее время могут состояться в имитационном режиме торги электроэнергией на розничном рынке (организация торгов предусматривается постановлением правительства РФ №530, но только после 1 января 2008 года). «Мы пригласим для участия в торгах сбытовые компании, сетевые организации, крупных потребителей, независимых производителей электроэнергии, – поясняет Олег Тришкин. – Необходимая для подобных торгов программная база уже имеется. В виртуальных торгах может принять участие, к примеру, ОАО „Юго-Западная ТЭЦ“. Станция еще не построена, но будущая себестоимость ее электроэнергии уже известна (в основе лежат реальные показатели) и может быть предложена потенциальным покупателям. Посмотрим, как в ходе торгов будет формироваться стоимость электроэнергии, и сравним с ценой, которую нам транслируют федералы. И мы увидим, что оказывается интереснее, понятнее для потребителей».

По мнению экспертов, Смольному будет нелегко пролоббировать решения, позволяющие сформировать в Петербурге особую модель розничного рынка. Сложности могут возникнуть и с передачей внутригородских сетей напряжением 220 и 330 кВ, принадлежащих ФСК ЕЭС, региональной сетевой компании (допустим, ОАО «Ленэнерго» или ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети»). «На федеральном уровне всегда есть желание замкнуть на себя все проблемы, и обычно чиновники не стремятся делегировать в регионы какие-то полномочия, – отмечает Александр Бобров. – Но для развития нашего региона очень важно изменить существующую систему». Впрочем, возможно, как и в случае принятия программы Матвиенко – Чубайса, политический ресурс губернатора Петербурга сыграет решающую роль.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №10 (312) 12 марта 2007
    Реформа энергетики
    Содержание:
    Время распутывать

    Чтобы бизнес инвестировал в новые генерирующие мощности, государство должно создать свободный рынок торговли электроэнергией. Вопреки целям реформы российской электроэнергетики, такого рынка в России нет

    Реклама