Новости недели

31 августа 2009, 00:00
  Северо-Запад

Рост здесь не нужен

С начала 2009 года задолженность по выплате заработной платы в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) увеличилась в три раза и составила более 675 млн рублей. По словам генерального прокурора РФ Юрия Чайки, основная задолженность по зарплате накопилась в Мурманской (с начала года этот показатель вырос в три с половиной раза, составив на 1 августа 68 млн рублей) и Калининградской (здесь предприятия задолжали 250 млн рублей) областях. Высокими темпами роста задолженности могут «похвастаться» в Новгородской (с 8 до 63 млн рублей) и Архангельской (с 0 до 60 млн рублей) областях.

 pic_text1 Фото: VIPERSON
Фото: VIPERSON

Юрий Чайка отметил, что основные должники – крупные предприятия регионов, в частности Мурманский судостроительный завод Морского флота, Подпорожский механический завод, Мурманские судоверфи и авиакомпания «КД-авиа». «Многие работодатели оказались не готовы к изменениям на рынке и снижали издержки с нарушением правил трудового законодательства», – заявил генеральный прокурор.       

Обманчивые результаты

По итогам работы в первом полугодии химический комбинат «Акрон» получил чистую прибыль в размере 121 млн долларов. Выручка компании снизилась на 39%, показатель EBITDA – на 74%. При этом, по мнению аналитиков, прибыль «Акрон» смог получить только благодаря переоценке собственных ценных бумаг по текущей рыночной стоимости. Эта процедура позволила улучшить финансовые показатели более чем на 5 млрд рублей. Без учета переоценки «Акрон» получил бы убыток в размере 3 млн долларов против чистой прибыли 257 млн долларов за первое полугодие 2008 года.  

Кажется, пристроили

Американская General Motors Corp. (GM) подписала соглашение о продаже 100% акций своего подразделения Saab Automobile AB шведской компании Koenigsegg Group AB. Сделку планируется завершить в сентябре, однако в GM Europe уточняют, что ее положительный исход будет зависеть от соглашений о финансировании и других условий, в частности от подтверждения финансовой поддержки и гарантий со стороны правительства Швеции, а также помощи со стороны GM в переходный период, поскольку Saab становится независимой компанией. Saab планировал вместе с GM выпустить на рынок несколько новых моделей автомобилей, которые находятся в последней стадии разработки.

Saab объявил о банкротстве в феврале этого года, одновременно с попытками GM продать или выделить подразделение в отдельную компанию. Saab с момента присоединения к GM в 1990 году почти никогда не приносил прибыли. Koenigsegg Group является консорциумом частных инвесторов, включая Koenigsegg Automotive AB, и прежде считалась производителем эксклюзивных автомобилей. В 2008 году Koenigsegg Automotive выпустила 18 автомобилей, стоимость каждого из которых составляла около 1 млн евро. Продажи Saab в прошлом году не превысили 100 тыс. машин.        

Вместе можно?

 pic_text2 Фото: архив «Эксперта С-З»
Фото: архив «Эксперта С-З»

Пикалевский технологический комплекс восстанавливает плановые производственные мощности. При этом воссоединение компаний «БазэлЦемент-Пикалево», «Метахим» и «Пикалевский цемент» под единым брендом по-прежнему остается на повестке дня. Власти опасаются, что собственники предприятий, после приезда в Пикалево премьер-министра Владимира Путина объединившиеся, чтобы преодолеть кризисную ситуацию, через некоторое время вновь спровоцируют экономический конфликт. И Пикалево снова окажется на грани социального коллапса (см. «Труба всей жизни», «Эксперт С-З» №14 от 13 апреля 2009 года). Кроме того, аудиторы, привлеченные Министерством промышленности и торговли РФ, пришли к выводу о положительной рентабельности единой производственной цепочки Пикалевского комплекса. «В 2007 году общая консолидированная рентабельность всего Пикалевского производственного комплекса составляла 36%, в 2008-м – 24%. В первой половине 2009-го, несмотря на кризис, рентабельность комплекса обозначена на уровне 13%», – говорится в подготовленном ими отчете.

Исполнительный директор «БазэлЦемент-Пикалево» Анатолий Масликов заявил, что предприятие работает с перевыполнением производственного плана – за два с половиной месяца выпущено 27 тыс. тонн глинозема. «Сегодня компания работает на пяти технологических линиях, а с полным вводом шестой линии в ноябре текущего года планирует выйти на докризисный уровень производства 21-22 тыс. тонн глинозема в месяц и достигнуть возможностей переработки 1,1 млн тонн нефелинового концентрата в год», – рисует оптимистичные цифры Анатолий Масликов.  

По воде аки посуху

 pic_text3 Фото: Владимир Басов
Фото: Владимир Басов

Первый после долгого перерыва круизный корабль – двухпалубный теплоход «Николай Славянов» – причалил в минувший четверг в Великом Новгороде. По словам начальника отдела туризма Комитета культуры и туризма Новгородской области Ольги Соболевой, круизное судно вышло по каналам из Москвы в реку Свирь через Рыбинское водохранилище, далее – в Ладожское озеро и реку Волхов. Проект водного туризма начат по инициативе губернатора области Сергея Митина при поддержке правительства Москвы, а осуществила его компания «Мостурфлот», организовавшая двухнедельный тур для столичных путешественников. Партнером «Мостурфлота» выступила новгородская фирма «Сервис-тур».

Идею восстановления на Волхове полноценного судоходства, грузоперевозок и туризма региональная власть вынашивает давно. Ведь у Новгорода есть немалый опыт речного судоходства, в том числе туристического. Основная идея – сделать Волхов водной артерией региона с выходом в Балтику. Этот водный путь способен обеспечить оптимальную логистику, повысить конкурентоспособность новгородских товаров на внешнем и внутреннем рынках. В 2008 году Новгородский речной порт перевалил 1,2 млн тонн грузов, хотя потребность хозяйствующих субъектов, готовых вывозить по Волхову в Балтику лес, удобрения, строительные и нерудные материалы, превышает 5 млн тонн. Но если широкое хозяйственное использование водного транспорта, требующее наличия и собственного флота, и инфраструктуры, – вопрос будущего, то водный туризм стал для региона реальностью. 

Олений стресс

 pic_text4 архив «Эксперта С-З»
архив «Эксперта С-З»

В конце минувшей недели в воркутинский производственный сельхозкооператив «Оленевод» пришло постановление Арбитражного суда Саратовской области, разрешающее спор между этим предприятием и ОАО «ВНИПИгаздобыча» (дочерняя саратовская компания «Газпрома»). Согласно решению суда, «ВНИПИгаздобыча» должна выплатить 1,7 млн рублей. Представители «Оленевода» посчитали, что при проведении изыскательских работ по маршруту строительства газопровода Бованенково – Ухта ответчик причинил ущерб оленеводческому хозяйству.

По словам председателя «Оленевода» Сергея Пасынкова, «ВНИПИгаздобыча» уже возмещала ущерб (36 млн рублей), нанесенный ею в 2005-2007 годах. «Работы оказывают стрессовое воздействие на оленьи стада: мешают шум техники и присутствие людей, что сказывается впоследствии на весе животных, качестве их мяса и шкур», – говорит Пасынков. По его словам, решение саратовского арбитража вполне устраивает сельхозкооператив, хотя, как сказано в постановлении, изначально воркутинское предприятие хотело взыскать с «дочки» «Газпрома» 15,9 млн рублей.

Как сообщили в компании «ВНИПИгаздобыча», стороны обратились в суд, поскольку не смогли самостоятельно договориться о размере ущерба. Впрочем, «дочка» «Газпрома» оспаривать решение арбитража также не намерена.   

На детях не экономят

Чистая прибыль датской компании Lego AS, крупнейшего производителя детских игрушек и конструкторов в Европе, в первом полугодии 2009 года составила 130 млн долларов, что на 60% больше аналогичного показателя за январь-июнь прошлого года. Столь резкий, несмотря на кризисные времена, рост прибыли в компании объясняют успешными продажами конструкторов по мотивам «Звездных войн» и классических наборов «Лего Сити».

Успех неожиданный, учитывая резкое падение объемов продаж пластмассовых конструкторов Lego несколько лет назад. В 2004 году у компании был рекордный за ее 75-летнюю историю убыток – более 350 млн долларов, что привело к массовому закрытию дочерних проектов (в частности, парков развлечений Legoland) в ряде стран, сокращениям сотрудников и уменьшению доли присутствия на рынке игрушек. Однако уже в 2005 году Lego AS показала прибыль, и впоследствии ее финансовые показатели улучшались. В компании полагают, что благодаря мероприятиям по продвижению игрушек и изменению ассортимента конструкторы Lego «раскрывают себя заново» перед покупателями. В частности, в прошлом году Lego AS приобрела у Lucasfilm Ltd и ряда других медиакомпаний лицензии на производство тематических игрушек и конструкторов, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции по сравнению с электронными игрушками и компьютерными играми. Сыграло свою роль и то, что даже в условиях кризиса потребители не экономят на товарах для детей.

В связи с ожиданиями сдержанного роста спроса и выручки топ-менеджмент Lego AS уже объявила о предстоящем расширении производственных мощностей в Дании, Венгрии и Мексике. В датском городе Биллунде, где располагается головной завод компании, предполагается изготавливать только наиболее сложные элементы конструкторов. Остальное производство будет перенесено в другие страны.