Есть над чем работать

1 февраля 2010, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

На минувшей неделе глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что прогнозирует в ближайшие годы сокращение нефтегазовых доходов на 3,5-4% ВВП. По его словам, доходы от углеводородов перестают быть опорой для бюджета страны, в связи с чем Минфин предполагает повышение налогов. Альтернативой может стать замена дифференцированного налога на нефтяников на универсальный налог на добавочный доход, когда учитывается стоимость инвестиций.

По мнению Кудрина, избежать корректировок в налоговой политике можно, если урезать расходы. Известный своей стойкой неприязнью к наращиванию госрасходов, министр остался верен себе и тут, отмечая, что в ближайшие 10 лет Россия не должна тратить больше того, что поступало бы в бюджет при 60 долларах за баррель. При этом бюджетный дефицит не должен превышать 1%. «Для правительства – а у нас правительство разнородное – есть большая проблема: справиться с аппетитами, которые еще существуют», – посетовал глава Минфина. И предупредил: бюджет на следующую трехлетку будет сверстан так, чтобы каждый рубль тратился эффективно.

«Только в ближайшие три года при нынешнем прогнозе цен на нефть мы уменьшим расходы бюджета на 20% и больше», – сказал Кудрин. При этом бюджет на 2010-2012 годы предусматривает цены на нефть в размере 65-70 долларов за баррель. В течение предстоящих двух месяцев Минфин планирует завершить подготовку программы по повышению эффективности расходов бюджета, причем министр отметил, что это будет «одна из интриг ближайшего времени».

С большой долей вероятности можно предположить, что экономия федеральных денег коснется и бюджетов регионов, и вряд ли для них развязка интриги Минфина будет радостной. Субъекты федерации, в том числе и на Северо-Западе, принимая бюджеты на этот год, столкнулись с серьезным сокращением финансирования из центра. В СЗФО помощь федерального бюджета сокращена более чем в три раза. Прогнозы по доходам в большинстве регионов округа весьма консервативны, никому не удалось избежать дефицита бюджета, а во многих регионах он значительно превысил официальный норматив – 15%. Если экономия на федеральном уровне станет еще жестче, у регионов не будет другого выхода, кроме как приниматься за секвестирование бюджетов. В прошлом году это делалось неоднократно – корректировке подвергались все главные финансовые документы округа.

Хотя в плане сокращения расходов многим субъектам действительно есть еще над чем поработать, так как далеко не во всех утвержденных на 2010 год документах эта сумма ниже, чем в 2009-м. Основной вопрос – за счет чего сокращать? Тем более что федеральный центр переложил часть полномочий в социальной сфере на плечи региональных властей, при этом настоятельно не рекомендуя им экономить за счет соцполитики.

Есть очевидная статья расходов, которую можно и нужно резать, – содержание аппаратов, и об этом говорят не только политологи и экономисты, но и первые лица страны, в том числе премьер Путин. И регионы декларируют, что всеми силами стараются следовать этим советам. Для того чтобы выяснить, насколько хорошо это у них получается, нужно анализировать каждый регион в отдельности, но в целом вывод пока неутешителен: в некоторых бюджетах этого года расходы на обслуживание органов власти даже увеличены.

Возможно, необходимость пересмотра первоначально принятых документов станет еще одним поводом обратиться к этой статье расходов. Насколько серьезно придется корректировать бюджеты, будет зависеть не только от федеральной политики, но и от экономического положения в стране. Излишнего оптимизма по этому поводу быть не должно, а глава Минфина заявил, что «кризис еще преподнесет нам сюрпризы». Так что работа над финансовыми документами будет продолжаться, главное, чтобы при этом были усвоены уроки 2009 года.