Прыжок вполоборота

Ольга Великанова
21 марта 2011, 00:00

Рост объемов нового бизнеса лизинговых компаний СЗФО свидетельствует о быстрых темпах восстановления отрасли. Однако все еще невысокая инвестиционная активность бизнеса приводит к концентрации сделок вокруг госсектора

По итогам 2010 года объем нового бизнеса компаний – участников ренкинга «Эксперта Северо-Запад» увеличился на 75% и достиг 58,2 млрд рублей. С одной стороны, это говорит о быстрых темпах восстановления отрасли, с другой – основной прирост все еще обеспечен клиентами, имеющими отношение к проектам с государственным участием. Чистые инвестиции бизнеса росли гораздо медленнее, но лизингодатели возлагают надежды на 2011 год.

Оговоримся: в ренкинг не включены показатели двух крупнейших игроков рынка Северо-Запада – компаний «Сбербанк-Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг» (эти структуры не предоставляют информацию по сделкам в регионах). Тем не менее, по нашим данным, новый бизнес «ВЭБ-Лизинга» в Северо-Западном федеральном округе в прошлом году превысил 34 млрд рублей, что составляет почти 60% от общего объема нового бизнеса участников ренкинга. Очевидно, что с учетом показателей ведущих лизингодателей, работающих при госбанках, объем нового бизнеса окажется существенно выше.

Почти догнали

Впервые за последние годы прирост объемов нового бизнеса некоторых компаний выражается в четырехзначных процентных величинах, однако в этих случаях чаще всего причина в очень низкой базе. Но и в среднем по рынку увеличение нового бизнеса весьма существенно и может достигать 500%. Такие результаты вполне ожидаемы, учитывая, что в 2009 году объемы нового бизнеса лизингодателей Северо-Запада были весьма скромными. В прошлом году по этому показателю отрасль приблизилась к уровню 2008-го, что можно считать серьезным достижением.

Нужно отметить, что у лидеров по динамике нового бизнеса – компаний «Зест» и «Сбербанк Лизинг Норд» (ранее – «Лайн Лизинг Груп») – столь существенный прирост обеспечен крупными сделками: у «Зеста» – по лизингу авиационного транспорта, у «Сбербанк Лизинг Норд» – железнодорожной техники и недвижимости. Кстати, под зонтичным брендом «Сбербанк-Лизинг» последняя стала работать только в 2011 году, когда «Сбербанк-Лизинг» приобрел контрольный пакет акций «Лайн Лизинг Груп» – региональной компании, центральный офис которой расположен в Ярославле. Она достаточно активно работала на рынках Центрального и Северо-Западного федеральных округов и с вхождением в структуру Сбербанка России можно ожидать укрепления ее позиций.

Среди участников ренкинга есть и примеры, когда структура нового бизнеса имеет более диверсифицированный характер. Как правило, это компании, ориентированные на розницу. Так, у «РЕСО-Лизинга» наибольший прирост произошел в сегменте легкового авто и грузовой техники, у «Элемент-Лизинга» – грузового и пассажирского транспорта (автобусы и микроавтобусы), у «Дельта-Лизинга» – оборудования для жилищно-коммунального хозяйства, погрузчиков и складского оборудования, у ПЛК – грузовой и машиностроительной техники, лабораторного и измерительного оборудования.

Сокращение нового бизнеса произошло у двух компаний – «ВТБ-Лизинг» и «Альянс-Лизинг». Первая по итогам 2009 года была лидером ренкинга, падение этого ее показателя обусловлено сокращением объемов новых сделок в сегменте железнодорожной и авиатехники на Северо-Западе.

Данные по приросту нового бизнеса вселяют в участников отрасли оптимизм: общее увеличение на 75% свидетельствует о том, что рынок лизинга в 2010 году восстанавливался внушительными темпами. «Главная тенденция, которая имеет место на рынке лизинга, – его быстрое оживление. При отсутствии каких-либо потрясений, способных нарушить сложившуюся стабильность, мы ожидаем роста рынка в 2011 году в пределах 40-50% и его выхода на докризисный уровень к 2012 году», – говорит генеральный директор компании «ПН-Лизинг» Роман Маланин.

Тем не менее в этой бочке меда есть ложка дегтя: в целом портфели участников ренкинга выросли далеко не столь существенно: совокупный показатель составил 17,5%. Если рассматривать компании в отдельности, то есть примеры увеличения портфеля в два-три раза, а есть и те, у кого он убывает. При этом у всех рост портфеля намного ниже, чем нового бизнеса. А это означает, что в прошлом году у них была велика доля завершаемых сделок, то есть столь высокие показатели по новому бизнесу в сравнении с предыдущим годом относительны – по абсолютным объемам прирост не столь велик, а привлечение не так уж значительно перекрывает убытие.

Косвенно этот факт подтверждается и данными по размеру полученных лизинговых платежей: он даже незначительно сократился – примерно на 6%. Таким образом, по завершаемым и закрытым сделкам платежи поступать перестали, а по новым контрактам начались еще не у всех. Тем не менее можно предположить, что при сохранении такой динамики наращивания объемов нового бизнеса лизингодатели смогут компенсировать потери по платежам уже по итогам первого полугодия.

Лидеры и отстающие

Что касается показателей по сегментам, то здесь можно выделить две тенденции. Как и следовало ожидать, одним из драйверов рынка выступила розница, в частности автотранспорт. Это логично, так как данный вид оборудования имеет сравнительно сжатые сроки износа и многие компании просто вынуждены были прибегнуть к модернизации автопарка, как только экономическая ситуация и предложения лизингодателей это позволили. Кроме того, авто – один из самых ликвидных предметов лизинга, что всегда подвигало лизингодателей наращивать объемы в этом направлении.

Однако в 2010 году по динамике роста у большинства компаний в сегменте автотранспорта лидируют не легковые машины (как это было в 2009-м), а грузовая техника. «Лизинг автотранспорта всегда был локомотивом развития рынка, и восстановление показателей после кризиса началось опять-таки с активизации спроса на автомобили, – рассказывает Маланин. – По итогам 2010 года в компании „ПН-Лизинг“ на транспорт приходится 34% всех договоров. При этом впервые произошло перераспределение долей в данной категории. Так, если на протяжении всех предыдущих лет легковые машины занимали в портфеле компании первое место, то в 2010 году лидерство перешло к грузовикам с долей в портфеле 19% (у легкового транспорта – только 9%)».

Новый бизнес компаний – участников ренкинга в сегменте легковых авто увеличился на 120%, тогда как по грузовому – более чем в три раза. Это объясняется восстановлением рынка грузоперевозок в регионе и, как следствие, возрождением спроса на такую технику, который в кризис почти сошел на нет (по легковому транспорту подобного падения не было).

По словам игроков рынка, возобновляющийся спрос на грузовую технику носит и качественный характер. «Снижаются объемы продаж дешевых китайских грузовиков в пользу более дорогих и качественных, – констатирует руководитель филиала компании „Юникредитлизинг“ в Санкт-Петербурге Светлана Березина. – Среди других особенностей – более тщательный выбор лизингополучателями не только поставщика, но и лизинговой компании, более взвешенный и грамотный подход к анализу предлагаемых условий финансирования».

Еще одним сегментом с высоким потенциалом спроса можно назвать строительную технику: здесь объем новых сделок участников ренкинга «Эксперта Северо-Запад» вырос более чем в два раза. И лизингодатели склонны ожидать увеличения спроса в этой категории по мере оживления строительной отрасли. Хорошую динамику показал сегмент авторемонтного и автосервисного оборудования, что связано с постепенным восстановлением машиностроения в регионе, а также с инвестициями в эту отрасль в связи с организацией в Санкт-Петербурге автокластера.

Неоднозначна ситуация с железнодорожной техникой. В целом по рынку здесь сохранились высокие объемы новых сделок, но по результатам ренкинга сегмент продемонстрировал падение, что объясняется скорее сокращением объемов сделок на Северо-Западе одного из лидеров данного сегмента – компании «ВТБ-Лизинг». Кроме того, по мнению Светланы Березиной, в докризисное время этот сегмент очень активно развивался и стал занимать значительную долю в портфелях некоторых лизинговых компаний. В связи с этим принимались решения по ограничению сделок по железнодорожным вагонам. «С другой стороны, спрос будет восстанавливаться с ростом экономики и объемов перевозок», – считает Березина.

Самой буксующей остается недвижимость – единственный сегмент, где общий прирост нового бизнеса участников ренкинга имеет отрицательное значение. «В 2010 году мы разработали и продвигали программу по лизингу недвижимости, ориентируясь на постепенно оживление рынка. Надо признать, что количество звонков от потенциальных покупателей и агентств недвижимости увеличилось, но до реализации сделок дело не доходит. Значит, ситуация на рынке недвижимости еще не стабилизировалась, – размышляет Маланин. – Люди находятся в ожидании более выгодной цены, да и предложения по аренде площадей превышают спрос, что также влияет на желание приобретать недвижимость».

Бизнес все еще осторожен

Ситуация в наиболее динамичных сегментах позволяет сделать вывод, что весомая доля прироста нового бизнеса лизингодателей сконцентрирована в отраслях, где финансирование инвестпроектов прямо или косвенно связано с государственными инвестициями. Прежде всего это энергетика, где отмечается почти семикратное увеличение объемов сделок компаний – участников ренкинга. Более чем в пять раз выросли объемы сделок по приобретению дорожно-строительной техники (спрос обеспечен предприятиями, задействованными в инфраструктурных проектах в Санкт-Петербурге) и оборудования для ЖКХ. Таким образом, сегодня рынок лизинга в чем-то схож с банковским, где основные кредитные объемы в корпоративном сегменте приходятся на проекты с госучастием и на бизнес, выступающий в них подрядчиком.

Да и лизингодателям в прошлом году такие заемщики были весьма интересны: это наиболее надежные клиенты, у которых есть определенность в плане стабильности финансовых потоков. Как полагают аналитики, в 2011 году ориентация многих игроков рынка на таких клиентов, вероятнее всего, сохранится, но здесь очень серьезную конкуренцию составят компании с госучастием. Уже сейчас федеральные проекты очень часто обслуживаются государственными лизинговыми компаниями, что обеспечивает им стремительный рост нового бизнеса и доли рынка.

Таким образом, демонстрируемый лизинговой отраслью рост только отчасти обеспечен реальным спросом со стороны бизнеса. Предприятия скорее реализуют отложенные в кризис проекты, а к запуску новых относятся с осторожностью. Поскольку у коммерческих лизинговых компаний все меньше возможностей конкурировать за госпроекты с игроками, аффилированными при госбанках, в том числе и по ставкам, в 2011 году их основной расчет – как раз на спрос со стороны реального бизнеса. Рост рынка, катализатором которого выступили бюджетные средства, должен стать более дифференцированным. Однако активность бизнеса, как и ситуация в лизинговой отрасли, будет зависеть прежде всего от темпов экономического развития, сохранения стабильности и отсутствия негативных законодательных изменений, вероятность которых все еще довлеет над рынком.  

Санкт-Петербург