Формула ускорения

Успеть охватить максимально возможную аудиторию на восстанавливающемся розничном рынке – основная задача для банков

Фото: архив «Эксперта С-З»

Рынок беззалогового потребкредитования в первые пять месяцев года показал высокие темпы роста, значительно опередив корпоративный сегмент. О докризисных показателях говорить пока рано, но тренд очевиден: население снизило кредитную активность только на время острой фазы кризиса, а теперь возвращается к прежней модели потребления. Есть в этом и заслуга банков: они активно продвигают потребительские кредиты, понимая, что при медленном росте корпоративных заимствований сохранить доходы им поможет только розница.

Оптимизм банкиров в отношении роста беззалоговых потребительских кредитов объясняется просто: это массовый продукт, для которого характерны относительно небольшие суммы и простые схемы оформления ссуд. В свою очередь, потребительское поведение тоже вполне предсказуемо: население в основной своей массе никогда не отличалось особой тягой к накопительству, и только в кризис сберегательная активность граждан слегка превысила норму. Опять же помимо страха за будущее в условиях нестабильности на то были и более временные стимулы: банки прекратили кредитовать, установив почти неподъемные проценты, и одновременно в целях подпитки ликвидности повысили ставки по вкладам. Сейчас ситуация прямо противоположная, что подвигает население увеличивать траты.

Рост карточных долгов

По информации Frank Research Group, за первые четыре месяца 2011 года рост рынка потребкредитов в России составил 6,3%, в том числе объем ссуд наличными увеличился на 8,8%, а кредитных карт – на 14,3%. «В 2010 году рынок кредитов наличными на Северо-Западе вырос на 15,9%, и мы ожидаем аналогичного роста в 2011-м. В процентном соотношении рынок кредитных карт развивается даже активнее кредитов наличными. По нашим данным, в прошлом году рынок кредитного пластика увеличился на 20% и в этом году покажет аналогичный уровень роста», – говорит директор дирекции «Северо-Запад» Банка Хоум Кредит Алексей Дроботай.

При этом в абсолютном выражении прирост рынка кэш-кредитов в России составил 168 млрд рублей, кредитных карт – 36 млрд. «Можно сделать вывод, что сегмент кредиток растет максимальными темпами по сравнению с другими, но при этом основной вклад в увеличение рынка потребительского кредитования вносят все-таки кэши»,- уверен начальник управления портфельного менеджмента и планирования дирекции карточного бизнеса и электронных каналов продаж ОТП Банка Роман Коробейник. Такой расклад вполне понятен, так как ссуды наличными в основной массе предполагают гораздо большие суммы, чем кредитный пластик.

Банки уделяют продвижению кредиток не меньше внимания, чем кэшам. «Например, активно этим направлением занимался банк „ТКС“, начал его развитие банк „Связной“. Основными продуктами в этих кредитных учреждениях считают кредитные карты, которые они активно внедряют. По сути, именно эти два банка дали толчок к развитию кредитных карт на рынке в первом полугодии 2011 года», – полагает заместитель правления банка «АБ Финанс» Леонид Морозовский. Активизация в 2011 году «карточных» банков во многом стала причиной высокого роста сегмента кредитных карт, но наиболее сильными и активными здесь остаются крупные банки из ТОП-10 – они контролируют до 70% данного рынка.

Свои и чужие

Конкуренция в банковском ритейле становится жестче, причем, как и в корпоративном сегменте, переходит из области ставок в плоскость сервисов и дополнительных опций. Банкиры не прогнозируют повышение цен заемных ресурсов в этом году, но и снижать их не готовы. «Ставки у всех банков примерно одинаковые, предложения разных финансовых организаций зачастую схожи. Клиент выбирает кредит, ориентируясь на качество сервиса и набор услуг, которые ему предоставляет банк, например скорость оформления кредита, наличие интернет-банкинга, бесплатное обслуживание карты и т.д.», – комментирует Леонид Морозовский. Что традиционно для розницы, важную роль играет развитая дистрибуция услуг – количество отделений и технологичное дистанционное обслуживание.

Сроки оформления чаще всего становятся одним из ключевых факторов для заемщика при получении экспресс-кредита – как правило, это суммы до 50 тыс. рублей, тогда как претендуя на более крупную сумму, клиент готов и подождать. «По классическим кредитам срок рассмотрения – второстепенный фактор при выборе банка (хотя он может повлиять на итоговое решение при других равноценных условиях), основные же критерии – процентная ставка, сумма кредита», – поясняет директор по развитию банковских продуктов НБ «ТРАСТ» Светлана Захаренкова.

Банки чаще разделяют розничных клиентов на две категории – «свои» и «чужие». В первую очередь они заинтересованы в повторном кредитовании клиентов, уже имеющих кредитную историю в банке, ведь это в первую очередь снижает риски. «Основная база для развития карточного бизнеса – клиенты банка по POS-кредитам. За период действия нашей программы, с 2004 года, выдано порядка 100 млрд кредитов. В системах банка содержится более 100 млн кредитных досье. Мы хорошо знаем своих клиентов. Погасившие вовремя кредит, взятый в точке продаж, по почте получают кредитную карту», – рассказывает пресс-секретарь ОТП Банка Виктория Пойгина.

Многое зависит от модели работы и технологий риск-менеджмента банка. Есть ряд консервативных учреждений, которые только начинают выходить на внешний рынок, а лидеры рынка, как правило, настроены на как можно более широкий охват аудитории. Тем не менее для «своих» клиентов банкиры делают более лояльные предложения как по ставкам, так и по пакету документов. В частности, крупные организации учитывают наличие кредитной истории при автоматизированной оценке риска заемщика с расчетом индивидуальных ставок, таких как Risk-Based Pricing (RBP).

Оставляя приоритет за знакомыми клиентами, банки все же приближаются к докризисным подходам в кредитовании, расширяя круг потенциальных заемщиков. «Схемы получения потребкредитов упрощаются, уменьшается количество представляемых документов, оформление займов происходит в местах продаж, – подтверждает Морозовский. – Многие начинают увеличивать суммы кредитования, уже сейчас можно получить ссуду до 1 млн рублей».

Игра на новом поле

Интересная ситуация складывается в сегменте POS-кредитования – одном из наиболее рисковых, но и высокодоходных. До кризиса он рос высокими темпами, затем сжался почти до нуля. По словам Алексея Дроботая, по итогам 2010 года рынок кредитования в точках продаж продемонстрировал рост на 56%, значительно превысив докризисные показатели. Однако основная причина столь высокого прироста – реализация отложенного спроса, и в этом году темпы окажутся гораздо скромнее – на уровне 12%. При этом в POS-сегменте расстановка сил была иной, чем в остальных нишах ритейла. Традиционные лидеры – Сбербанк, ВТБ24 и ряд других крупных структур – там не присутствовали, балом правили специализированные игроки – Банк Хоум Кредит, «Русский стандарт» и др.

По мнению участников рынка, теперь, когда сегмент восстанавливается, вряд ли можно ожидать появления здесь принципиально новых игроков: для закрепления в этом сегменте нужно иметь отточенные технологии оценки риска, отличные от традиционных. Тем не менее данное утверждение, скорее всего, опровергнет Сбербанк, который может выйти на поле POS. Подобные планы он лелеял с 2009 года и на протяжении двух лет вел поиск игроков для покупки. И приемлемый вариант, похоже, найден. По неофициальной информации, Сбербанк ведет переговоры с французской группой BNP Paribas, которая развивала розничный бизнес в точках продаж под брендом Cetelem. И хотя Cetelem не являлась ведущим игроком, занимая лишь седьмое место, с ее технологиями имеющий мощные ресурсы Сбербанк явно способен изменить расстановку сил, хотя бы потому, что сможет предлагать кредиты дешевле, чем конкуренты.

Ожидаемый приход Сбербанка в POS еще раз подчеркивает, что ритейл становится для банков все более привлекательным. Например, недавно заявил о намерении усилить развитие розницы НБ «ТРАСТ», который традиционно концентрировался на кредитовании малого и среднего бизнеса. Банк завершил первый этап сделки по продаже части кредитного портфеля юридических лиц Промсвязьбанку. Как сообщил член правления НБ «ТРАСТ» Григорий Варцибасов, стратегия развития на 2010-2012 годы предусматривает концентрацию банка на микрокредитовании предпринимателей, а также дальнейшее развитие розничного сегмента.

Успеть охватить максимально широкую аудиторию на восстанавливающемся рынке – задача-максимум для розничных игроков. Но остается вопрос рисков, который напрямую связан с системой риск-менеджмента и используемыми ИT-решениями, так как оценка платежеспособности на массовом рынке – это всегда скоринг. «Банки, не имеющие совершенных ИT-технологий и не вкладывающиеся в обучение персонала, который проводит первую стадию андеррайтинга клиента, сталкиваются с более высоким уровнем просрочки», – продолжает Виктория Пойгина . Розница требует большого объема вложений в инфраструктуру, и банкирам, чтобы не столкнуться с ростом «плохих» долгов, необходимо будет разворачивать инвестиционные программы в ИT-сфере.