Открытое обсуждение Стратегии развития Петербурга до 2030 года позволяет бизнесу надеяться, что он будет услышан

Радует уже сам факт, что принятие такого важного для города документа проходит в обстановке транспарентности и открытости – в процесс обсуждения вовлечены практически все крупные деловые сообщества города. Это новый подход к принятию решений не только для Петербурга, но и для России в целом. Хочется верить, что эта практика сохранится как в отношении принятия других документов подобного рода, так и на этапе внедрения самой Стратегии. Не хотелось бы, чтобы все ограничилось только обсуждением при создании и апробации проекта. Бизнес-структуры являются конечным бенефициаром и конечным субъектом экономической политики, содержащейся в Стратегии, и, безусловно, должны принимать самое деятельное участие в ее реализации. Экономическая политика, которую город получает вместе со Стратегией, позволяет видеть длинные горизонты, необходимые предпринимателям и инвесторам для создания экономических цепочек и поиска точек роста, на которые нацелен проект стратегического планирования.

Содержательная часть Стратегии сильна своим аналитическим блоком – лично я нашел в нем ответы практически на все вопросы по отраслевым вещам. Очевидно, что над этим блоком проделана грандиозная работа с привлечением серьезных экспертов. А вот практическая часть требует, на мой взгляд, существенных дополнений, поэтому мне бы хотелось еще раз проговорить замечания, озвученные членами Клуба лидеров на обсуждении Стратегии в Леонтьевском центре. Во-первых, недостаточно проработаны механизмы частно-государственного партнерства (ГЧП). К сожалению, этот термин означает практически все, что подразумевает присутствие частного инвестора и государства. До сих пор нет закона о ГЧП, и механизмы такого партнерства должны быть внесены в Стратегию, которая, кстати, говорит о необходимости расширения сфер его применения. Тем более что в Петербурге есть свой положительный опыт совместной работы частного и государственного капиталов, например реализация проектов Западного скоростного диаметра, нового терминала «Пулково», проектов в социальной сфере. Хотелось бы более тщательной проработки ГЧП не только в области крупных проектов, но и в плане привлечения малого и среднего бизнеса к участию в создании спортивной инфраструктуры. Недостаточно раскрыты принципы работы с инвесторами в социальной сфере – много страниц документа посвящено этому вопросу, однако ничего не сказано о том, как это могло бы быть реализовано.

Обсуждение Стратегии 2030 с петербургским отделением Клуба лидеров 046_expertsz_01_2.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
Обсуждение Стратегии 2030 с петербургским отделением Клуба лидеров
Фото: архив «Эксперт С-З»

Во-вторых, необходимо усилить понятие агломерации, выделить роль и значение агломерационных механизмов в обеспечении мультипликативного экономического эффекта. Мы понимаем, что вопрос объединения города и области – скорее политический, чем экономический, и вряд ли об этом можно говорить в документе стратегического планирования Петербурга, однако эти два субъекта взаимодействуют, агломерационные эффекты работают, и отрицать их наличие глупо. Кстати, Ленинградская область продемонстрировала пример того, как с помощью снижения административных барьеров и улучшения инвестиционного климата можно привлечь на свою территорию инвесторов. Обычное упрощение правил игры – и мы уже видим, что практически вся застройка в последнее время идет за чертой города.

В Стратегии очень хорошо представлен блок развития транспортной системы. Он очень хорошо проработан, но его детализация заканчивается на периоде 2020 года – создается впечатление, что разработчикам просто не хватило времени на его полноценное раскрытие. Особое место в Стратегии отведено малому и среднему бизнесу. Если в развитых странах его доля в экономике составляет около 70%, то у нас это наиболее уязвимая категория, и в последние три года ее присутствие на рынках только сокращается. Эта проблема обозначена в Стратегии, однако с большим упором на ритейл, хотя подобные явления мы наблюдаем и на других рынках. Поэтому хотелось бы увидеть более конкретные предложения от разработчиков о том, какие направления деятельности для этого сектора они определяют как перспективные.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама