Интервью

Упаковке определят размер

Минпромторг решил бороться с шринкфляцией

Упаковке определят размер
Фото:Ведомости/ТАСС
Социально значимые продукты могут запретить упаковывать в тару меньше стандартного объема. В Минпромторге считают занижение объема упаковки манипулированием потребительскими ожиданиями. Ритейлеры возражают: они называют это нестандартным подходом и возможностью предложить рынку новые продукты.

Минпромторг рассмотрит поправки в техрегламент «О безопасности пищевой продукции». Если они будут приняты, производителям социально значимых продуктов питания запретят использовать упаковку произвольного объема. Как сообщают «Известия» со ссылкой на замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова, для таких продуктов будет возможна только упаковка со стандартным размером, например, 200 г, 500 г, 1 л, 10 шт. (яиц) и т.д.

Замминистра напомнил, что в начале ноября Генпрокуратура внесла поправки в ГОСТ «Требования к количеству фасованных товаров», который как раз предписывает производителям социально значимой продукции выпускать ее в стандартизированной упаковке. Однако сейчас исполнение этого документа добровольное. К тому же требованиям нужно соответствовать только в случае, если компания изготавливает продукцию по стандарту. Если товар сделали по техническим условиям, то продукцию можно фасовать в любую тару.

«Изменения нужны для того, чтобы перестать вводить в заблуждение потребителей, это серьезный шаг к наведению порядка в фасовке, — пояснил Виктор Евтухов. — Уменьшение производителями массы и количества товара без снижения, а то и с увеличением стоимости называют шкринфляцией. Этот способ, конечно, помогает изготовителям снизить свои издержки. Однако всё это делается за счет злоупотребления доверием потребителя. Многие из нас обнаруживают „усыхание“ привычных продуктов и товаров уже дома. И у подавляющего большинства спросом пользуется как раз традиционно расфасованная продукция, а не ее уменьшенные варианты».

Участники рынка заявили изданию, что различные манипуляции с упаковкой пищевой продукции, связанные с уменьшением веса, объема или количества еды, при сохранении прежней цены — распространенное явление на потребительском рынке. Однако мнения по этому поводу разошлись. Часть экспертов согласны с Минпромторгом и полагают, что подобный подход — это манипулирование потребителем. Однако представители ритейла называют подобный подход стремлением сделать новые интересные продукты. Они отмечают, что сведения об объеме продукта всегда можно найти на упаковке или ценнике, и потребитель сам выберет, какой именно объем он хочет приобрести. Это важно, к примеру, для покупателей с низкими доходами.

Кроме того, заявил «Известиям» исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков, в теории производители могут перейти на стандартные упаковки, но одномоментно перестроить производство под соблюдение этих требований невозможно: необходимы замена, перенастройка производственных линий, а также заказ новой упаковки, плюс выработка произведенной, а также согласование новых товарных позиций с ритейлом, что займет от 12 до 15 месяцев.

Плюс следует учитывать, что на складах предприятий находятся существенные запасы продукции и упаковки, которые не соответствуют предлагаемым стандартам, добавил он. Поэтому технически переход возможен не раньше 2025 года. А в сложившейся ситуации колоссального роста себестоимости эти изменения могут привести к дополнительному подорожанию товаров.

Сама идея уберечь потребителя от недобросовестных производителей — хорошая, соглашается бизнес-аналитик с опытом работы в FMCG («Объединённые кондитеры», «Азбука Вкуса»), основатель консалтингового агентства «ОМ» Ольга Борисова.

Но, по ее словам, вопрос объема упаковки выходит далеко за пределы этики, необходимо учитывать и текущую экономическую ситуацию.

Сейчас, объясняет эксперт, многие производители жалуются на рост стоимости не только ингредиентов, но и обслуживания производственных линий. К тому же для ряда сельскохозяйственных культур текущий год был не самым урожайным и это тоже приводит к росту цен. И производителей, желающих сэкономить, в целом понять можно. Если запрет на уменьшенную упаковку введут, это повлечет за собой и увеличение стоимости потребительской корзины для россиян. Ведь производителям придется менять упаковочные линии, закупать новые, все это ляжет в себестоимость продукции.

Оптимальным выходом в данном случае Ольга Борисова видит не изменения ГОСТа, а сотрудничество бизнеса и государства. Возможно, это может быть снижение налогов на сумму выросших издержек для тех предприятий, которые сами контролируют объем своей упаковки.

Материалы по теме:
Пять тенденций, которые изменят рынок к 2027 году
Промышленность, 22 сен 09:00
Что покажет ГП «Готэк» на «ПаркЗоо 2025»
Промышленность, 12 сен 00:30
Минпромторг разрабатывает программу поддержки редкоземельных металлов
Промышленность, 25 авг 08:00
Внедрение «вези или плати» на железной дороге вновь притормозили
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр