Честная вещь

1 октября 2009, 00:00

От редакции

Честные вещи по честным ценам — это как раз то, с чем прекрасно справляется конкурентный рынок. Как в учебниках: изобилие и справедливые цены должны установиться сами по себе. Должны, но почему-то не устанавливаются. В чем же проблема?

Первое, оптимистическое, объяснение состоит в том, что еще время не пришло. Действительно, высокие по сравнению даже с Евросоюзом цены на одежду, обувь, бытовую технику, жилье аналогичного класса и прочее объясняются пустотой рынка, слабой конкуренцией. Большие сети, назначая высокую наценку, за счет потребителя инвестируют в собственную экспансию, в заполнение этой пустоты.

На рынке сотовой связи  на заре мобильной эры тоже были поражающие воображение цены. Но сейчас, когда вышки уже почти везде построены, основные инвестиции сделаны, и при этом есть жесткая конкуренция операторов, тарифы стремительно снижаются, становятся все более доступными и на любой вкус.

Но есть рынки, где такая благодать выглядит фантастикой в любой временной перспективе. Потому что кроме времени работают еще два тормоза свободного рынка. Во-первых, сверхвысокие, в том числе коррупционные, издержки бизнеса. Во-вторых, отсутствие внутреннего производства целого ряда потребительских товаров.

На рынке обуви и одежды существуют два ценовых сегмента. На одном обманывают по качеству, на другом — по цене. У одних нет конкурентов, потому что окно на таможне и коррупционные связи с базарами-рынками надо иметь. У других есть свое окно на таможне и сверхприбыли, окупающие аренду или строительство сетей. 

К счастью, сейчас цены на аренду несколько упали, что уже приводит к некоторым позитивным сдвигам. Но вообще открыть свой небольшой магазин должно быть простым и дешевым делом, а таможня должна давать добро по общим для всех правилам, иначе мы всегда будем переплачивать за импорт.

Другой источник хороших новостей — собственное производство. Дело не безнадежное. Обуви в России в пересчете на количество пар в августе произвели больше, чем легально ввезли (4,7 млн пар против примерно 3 млн). Если будет расти собственное массовое и качественное производство, то китайский и турецкий брак будет нужен только бандитам на таможне и бандитам на новых Черкизонах. Но верно и обратное: пока есть такая коррупция, рост производства будет тормозиться.

Особенно ярко данный тезис иллюстрирует рынок недвижимости. Незадолго до кризиса Сергей Полонский, владелец переживающей сейчас заслуженное техническое банкротство группы «Миракс», заявил: «У кого нет миллиарда, пусть идет в…» Эта жлобская сентенция не удивляет: они и правда так думают. Какое-то строительство в нашей стране — это всего лишь побочный продукт распила миллиардов на наглой коррупции вокруг выделения земли. Поэтому в стране, славящейся своими просторами, ведется лишь уплотнительная застройка плохого качества.

Сейчас даже с исполнением непосредственных федеральных строительных подрядов есть проб­лемы. Видимо, реально строить не так интересно, как дербанить.  В этом году введено 15 объектов из 1395 запланированных. Причем число объектов высокой готовности с начала года даже загадочно уменьшилось — с  583 до 511. Откуда же возникнет честный рынок жилья, если ничего не строить?

Честного рынка вообще не будет, пока у нас настолько выгодно не делом заниматься, а иметь «правильные» связи. Пока жлобский «бизнес» выгоднее честного предпринимательства.