Свобода в медиаобразах

Культура
Москва, 19.01.2012
«Русский репортер» №1-2 (231)
19 января в московском центре дизайна Artplay открывается выставка «Memory Art/Искусство памяти, 19/91». Она сделана куратором Валерием Анашвили и художниками Викой Шумской и Владом Юрашко и посвящена 1991 году, по которому проходит граница между двумя эпохами и двумя государствами — советским и российским. Художники написали картины на основе документальных фотографий, на которых зафиксированы события августовского путча. Баррикады 20-летней давности сегодня стали фактом искусства, и художники могут позволить себе несколько отстраненный взгляд на них. Такой взгляд вроде бы помогает лучше во всем разобраться, но можем ли мы уже ответить себе, что произошло с нами тогда и что происходит сейчас?

 —1991 год может иллюстрировать собой как СССР, так и новую Россию, — говорит Влад Юрашко. — Он максимально концентрирует в себе то время. Было лето, и люди так же, как и сорок лет подряд до этого, ездили в Крым, купались, отдыхали, а вместе с тем где-то там был Горбачев, арестованный в Крыму. Где-то были танки, баррикады, бесконечные забастовки шахтеров и так далее. Вот такой был год, который все поменял и перевернул.Живопись Влада Юрашко и Вики Шумской основана на медийных образах, растиражированных СМИ и легко узнаваемых зрителем. Однако у художников есть возможность посмотреть глубже, увидеть какие-то детали, которые не замечаешь на архивных фото. — Не может же художник прийти во время каких-то событий — ну, как сейчас на Болотную площадь, — разложить этюдник и начать писать. Тут надо заявлять гражданскую позицию, а рисовать после, — объясняет Влад. — Проще пользоваться медиакартинками. Зритель ведь уже знает, что они относятся к такому-то событию. Не всегда в момент переживания какого-то события получается его проанализировать и понять, что же происходит на самом деле. Я в июне 91-го только вернулся из армии и не особенно вникал во все это, потому что я два года отслужил и мне хотелось жизни без устава и ограничений. Может быть, поэтому я и вернулся сейчас к этой теме: мне хочется посмот­реть на то время внимательнее, понять, что же тогда произошло. Люди получили то, чего хотели. По крайней мере интеллигенции хотелось вот этой правды, свободы, интеллектуальной свободы… Наконец ушло то идиотское время, когда все работали, делая что-то одно, а в стол что-то другое прятали и показывали только друзьям. Среди работ, представленных на выставке «Memory Art/Искусство памяти, 19/91», есть две, изображающие очередь. Одна — в типичном гастрономе, за хлебом или маслом, другая — в первый московский «Макдоналдс». Два почти идентичных сюжета, датированных одним и тем же годом, но разница между ними огромна: это два разных прошлых, которые были у нас сегодняшних.

Влад Юрашко

Родился в 1970 году в Полтаве. Окончил Харьковскую государственную академию дизайна и искусств. Стипендиат программы Cultural City Network (Грац, Австрия). Участвовал во множестве выставок и проектов в Киеве, Харькове, Москве, Екатеринбурге, Перми. В 2011 году принял участие в проекте «Портрет 19 миллионов» в Московском музее современного искусства. В 2011 году состоялась персональная выставка Vlad Yurashko в Берлине и в Москве.«Я долго занимался фото и видео, но через какое-то время вер­нулся в живопись. Хотя любовь к медиаобразу осталась и я пытаюсь воспроизводить его в живописи. Чтобы живопись тоже казалась неидеальной, как будто мониторной — как фотография из интер­нета. Чтобы отношение к тому, что изображено, было несколько беспристрастным».

У партнеров

    «Русский репортер»
    №1-2 (231) 19 января 2012
    Выборы
    Содержание:
    Как жить?

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Реклама