Фильмы

Афиша
Москва, 23.10.2014
«Русский репортер» №41 (369)

Горько! 2

Жора Крыжовников 

Мнение

Мертвый сезон

«Бориса Иваныча убили!» — разносится над Имеретинской бухтой плач корпулентных женщин. Да, убили, но не совсем: автомобиль Наташиного папы был расстрелян, когда папа пытался скрыться от кредиторов, однако сам беглец отделался испугом. И быстро придумал решение проблемы: лечь в гроб с аквалангом, быть захороненным при свидетелях, а после — эксгумированным любящей семьей. Но инсценировка смерти обернулась натуральной языческой тризной: с шатром, курганом, гробом на лафете и хором ряженых казачков, сладостно выводящих «Не для меня придет весна».

Покончив со свадьбой и с Новым годом (короткометражный фильм Крыжовникова о тяжелейшем русском празднике показывали  на «Кинотавре»), Жора взялся за более интернациональный жанр «приключения трупа». Смерть, даже гражданская, — это всегда грустно, и потому вечное русское веселье в «Горько! 2» окрашено в меланхолические тона. Даже сцены оргий тут больше похожи на фильм «Гравитация»: одинокие герои, отделенные от остального мира стеной экзистенциального траура, депрессивно-исступленно предаются излишествам. Если первый фильм был о создании семьи, ячейки общества, то второй — о распаде и семьи, и общества. Вскрываются измены и обманы, все уходят ото всех, и единственное, что может хоть ненадолго объединить русских людей в сиквеле, это тяжкая ноша, которую они волокут по безумно красивому черноморскому  побережью.

«Горько!», одинаково беспощадное и к России айфона и к России шансона, в финале все-таки примиряло народ: обе общественные страты одинаково равны в автозаке. Продолжение формально тоже замиряет экспроприаторов и потерпевших, убитых и убийц, жуликов и гражданских активистов. Но в общем это, конечно, похороны национальной идеи. Именно в силу исчерпания позитивной социальной проблематики «Горько! 2» дает крен в сторону скорее комедии положений. Крыжовников и в самом деле великий комедиограф. Но, право же, нельзя так долго смеяться над одним и тем же. Однако продюсер  Сергей Светлаков уже грозится снять следующий фильм. Про майские праздники.

Василий Корецкий, кинообозреватель «РР»

Общак

Майкл Роскам

Хмурая гангстерская драма про зимний Бруклин, где орудует чеченская мафия в исполнении актеров из еврейской диаспоры. Немногословный Том Харди очень старается походить на доброго питбуля — чтобы сделать метафору неизбежной, ему тут довольно быстро подкидывают щенка бойцовой породы. Поскольку кино во многом посвящено выдержке, все два часа герой эффектно терпит всякого рода несправедливость, а потом делает один, но меткий выстрел.

Серена

Сюзанна Бир

Скомканная, но зрелищная любовно-производственная трагедия об американском лесопромышленном комплексе 1920-х. Вернувшись со скачек в городе, видный капиталист (Брэдли Купер) привозит к себе на лесопилку жену (Дженнифер Лоуренс) — роковую блондинку с капризным лицом и ухватками лесоруба. Очень скоро сильная женщина устанавливает строгий контроль не только над бизнесом, но и над личной жизнью мужа. Этот фильм тоже без стеснения пользуется зоологическими метафорами — камера так часто сравнивает героиню Лоуренс с дикой пумой, на которую охотится ее муж, что фатальный исход не становится сюрпризом.

Björk: Biophilia Live

Ник Фентон

Фильм о прошлогоднем концерте Бьорк в лондонском Хрустальном дворце. Костюмированное шоу смонтировано с видео: сливаются биоморфные объекты, ползут круглые и кольчатые черви, что-то растет, что-то вянет. И среди всего этого Бьорк в рыжем парике и в костюме грибницы хрипло поет про чувства и природу.

20 000 дней на Земле

Йен Форсайт

Полтора часа с Ником Кейвом. В его кабинете — залежи книг и пластинок, Кейв печатает прозу на старой пишмашинке. У его психоаналитика, больше похожего на журналиста («Чего вы боитесь больше всего на свете?» — «Того, что начну терять память»). На репетиции. С приятелем-актером Рэем Уинстоном. На концерте в пиджаке с искрой (немолодые девушки тихо плачут). Перед диапроектором — Кейв разъясняет авторам фильма, кто кому бьет морду на старых фотографиях. На кухне с тарелкой фетучини. За рулем. На Земле.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №41 (369) 23 октября 2014
    Процесс
    Содержание:
    Реклама