Помнить и верить

Ямал
Москва, 30.04.2015
«Русский репортер» №11 (387)
Далеко-далеко на севере, на острове Белом в Карском море, вновь звонят колокола. Колоколов — шесть. 9 мая они будут звонить все разом — в память обо всех погибших в Великой Отечественной войне, в память о моряках и участниках конвоя «БД-5», в память о героях-полярниках, полярных летчиках, жертвах политических репрессий, детях войны. Этот колокольный звон станет частью нашей общей памяти — памяти, которая не дает забыть подвиги и ужасы той войны. И которая не заканчивается юбилейными празднованиями. По крайней мере на Ямале

Фото: архив пресс-службы ЯНАО

Неизвестная война

В каждой истории есть свои «белые пятна». В истории Великой Отечественной войны в Заполярье таким «белым пятном» до недавнего времени были внутренние арктические конвои — маршруты, по которым шли суда с грузами и людьми по северным водам Советского Союза (Севморпуть) от Мурманска до Петропавловска-Камчатского. Первое время эти маршруты считались безопасными. Однако с 1942 года фашистские подводные лодки начали безжалостную охоту на советские арктические караваны. В иные месяцы на Севморпути одновременно находилось до 26 (!) лодок кригсмарине, германских военно-морских сил. Одна из них — U-365 — в августе 1944 года хладнокровно расстреляла конвой «БД-5», который шел из Молотовска (ныне Северодвинск) в Диксон. Из 760 человек, которые в этот момент находились на борту транспорта «Марина Раскова» и минных тральщиков ТЩ-114, ТЩ-116 и ТЩ-118 (а это в основном были женщины, дети и полярники), спастись удалось менее чем половине.

Жертв могло бы быть больше, если бы не героизм полярных летчиков. Некоторым из состава полярного каравана удалось спастись в лодках-кунгасах. Но спасательные суда не смогли подойти к месту катастрофы, потому как в Карском море разыгрался шестибалльный шторм. Люди замерзали на глазах. Тогда пилот одного из гидросамолетов, присланных искать пострадавших, Матвей Козлов, решил сесть на воду и попытаться спасти хоть кого-то из погибавших. Но взлететь он уже не смог. «Когда удалось подрулить к лодке, бросить канат и подтянуться, открылась страшная картина. В отчете так и сказано: в кунгасе было тринадцать живых и двадцать пять мертвых человек. У выживших физически не было сил даже передвигаться, члены экипажа «Каталины» на руках переносили их на борт самолета. Взлететь из-за шторма было невозможно, и гидросамолет плыл, пока примерно через 60 миль, в проливе Малыгина, его не забрал тральщик… За этот рейс Козлов не выпускал из рук штурвал в течение тридцати часов», — рассказывает ямальский исследователь Сергей Шулинин.

По забытым следам

Трагедия с конвоем «БД-5» произошла в 70 милях от самой северной точки Ямало-Ненецкого автономного округа — острова Белый. Поэтому именно на Ямале несколько лет назад началась реализация уникального исторического проекта «Карские экспедиции», целью которого является увековечение памяти павших на Арктических рубежах Отчизны. В этом проекте, который, кстати, финансируется из внебюджетных источников, сейчас участвуют сотни человек из общественных, государственных и бизнес-структур: общественная палата ЯНАО, региональное отделение «Русского географического общества», журналисты, краеведы и художники, окружной военкомат, аппарат губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, различные департаменты, музеи, архивы, советы ветеранов и т.д.

В сентябре прошлого года членами морской экспедиции, которая прошла по маршруту «порт Сабетта — остров Белуха — остров Белый — порт Мурманск» были впервые зафиксированы точные координаты мест гибели судов конвоя «БД-5» — «Марины Расковой» и тральщика ТЩ-114. Было также определено и точное место гибели ледокольного парохода «Александр Сибиряков», который в августе 1942 года пал в неравном бою с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер» и затонул в двух милях от острова Белуха (из 104 членов экипажи «Сибирякова» в живых осталось четырнадцать). На острове Белый в это же время силами волонтеров и при поддержке окружных властей и нефтегазовых компаний была сооружена православная часовня и мемориальная звонница.

В этом году программа «Карских экспедиций» еще шире. Поисковики с Ямала намерены установить точные координаты гибели еще восьми советских кораблей, торпедированных фашистами в Карском море в 1942–1944 годах. После их обнаружения на дне моря и последующей идентификации также впервые в Арктике этим кораблям будет присвоен статус братских захоронений с проведением траурной церемонии с возложением венков и установкой мемориальной доски на каждом из погибших кораблей. Более того: по инициативе ямальцев в конце этого года может быть принято решение о придании найденным кораблям статуса памятников, объектов культурного наследия федерального значения и включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Руководству Министерства обороны в свою очередь будет предложено придать найденному комплексу объектов статуса места отдания воинских почестей.

Будет продолжена и работа на острове Белый, куда в 1944 году прибило один из кунгасов с телами жертв конвоя «БД-5» (предположительно этот тот самый кунгас, к которому приводнялся пилот гидросамолета Матвей Козлов). Тогда похоронная команда захоронила тела недалеко от берега. Сейчас ученым и поисковикам предстоит найти данное захоронение. Остатки самого кунгаса уже найдены; в этом году их доставят в Салехард для музеефикации и в дальнейшем для создания в столице ЯНАО монумента в память о погибших в Карском море в годы Великой Отечественной войны.

Вспомнить всех

Уникальность «Карских экспедиций» в том, что это действительно комплексный проект. Международная поисковая операция «Конвой БД-5», начавшаяся под руководством Ямала в 2009 году, сейчас охватывает 103 региона в семнадцати странах мира. Это позволило найти пятерых живых участников конвоя и родственников более 130 очевидцев трагедии. Сведения о них войдут составной частью в электронную книгу «Память Ямала», которая будет выпущена в этом году. Комплекс региональных баз данных «Память Ямала» и «Работники тыла», в которых будет сконцентрирована разнообразная информация — от электронной до печатной — об участии округа в Великой Отечественной войне, делается в регионе тоже впервые. Уникальной для Ямала станет и первая экспозиция «Атлас Памяти», на которой будет собрана вся информация о местах гибели ямальских военнослужащих. На Синявинских высотах под Санкт-Петербургом будет установлен мемориал в память о погибших ямальцах, павших в боях за Ленинград. Ямальские поисковые отряды примут участие в вахтах Памяти в нескольких регионах России. «Наш конвой памяти только в начале пути. Нам еще многое предстоит сделать, чтобы достойно увековечить память о погибших и о героизме спасавших. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, сам сделал шаг к бессмертию», — убежден глава Ямала Дмитрий Кобылкин.

В этом году во всех уголках округа будут проведены десятки мероприятий, связанных с патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Уже сейчас по городам и весям центральной части Арктики группа ямальских волонтеров изготавливает копии главного символа Великой Победы — знамени, которое 1 мая 1945 установили на крыше поверженного Рейхстага Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Потом, приняв участие во множествах митингов, лекций, выставок и намотав сотни километров по дорогам Ямала в автомобильных и снегоходных пробегах, эти боевые стяги станут во главе праздничных шествий в День Великой Победы во всех городах и поселках арктического края. А потом они займут свои места в школьных музеях, чтобы раз за разом напоминать ямальским детям о том, как жили и за что боролись их деды и прадеды.

Живая память

Семидесятилетие Победы на Ямале вместе со всеми ямальцами будут встречать 44 участника и инвалида Великой Отечественной войны, 605 тружеников тыла и 59 бывших несовершеннолетних узников фашизма. Конечно, все они — уже очень пожилые люди с ослабленным здоровьем. Поэтому окружные власти фактически взяли их на полное государственное обеспечение.

Каждому из этих более чем семисот ямальцев за счет окружного бюджета выплачивается пожизненное содержание. К 9 мая каждому ветерану войны будет единовременно выплачено от 30 до 100 тысяч рублей. Все участники и инвалиды Великой Отечественной войны, проживающие на Ямале, обеспечены жильем. Оплата их жилищно-коммунальных услуг также производится за счет округа. Путевки на санаторно-курортное лечение тоже бесплатны. Для своевременной диагностики и оказания медицинской помощи проводится углубленное диспансерное обследование ветеранов как в амбулаторных условиях, так и на дому. Нет никаких вопросов по лекарственному обеспечению ветеранов: рецептов, которые находятся на так называемом «отсроченном обслуживании», в аптеках региона просто нет.

Все это реально помогает сформировать на Ямале такую атмосферу, которая позволяет не только с уважением помнить о прошлом, но и с уверенностью смотреть в будущее. «Всенародный героизм помог победить фашизм. Помог возродить Отчизну из пепла войны. Помог сделать нашу Родину великой и непобедимой. Сегодня перед нами встают новые вызовы. Мы должны не просто сохранить наше великое наследство, но и приумножить его. Мы должны быть достойны славной памяти наших предков. Важно сохранить право называться народом-победителем», — убежден глава Ямала Дмитрий Кобылкин.

Население Ямала в 1941 году составляло около пятидесяти тысяч человек; на фронт ушли почти девять тысяч. Каждый четвертый из них сложил голову в боях. Каждый третий из ямальцев-фронтовиков награжден боевыми медалями и орденами. Высшее звание — Герой Советского Союза — было присвоено пятерым ямальцам. Это Анатолий Михайлович Зверев, Александр Евстафьевич Звягин, Иван Васильевич Корольков, Николай Васильевич Архангельский, Вениамин Николаевич Егоров. За время войны в действующую армию было отправлено более ста тысяч оленьих и песцовых шкур, а также малиц, курток, кисов, унтов, шапок и рукавиц. Ямальцы внесли в фонд обороны 19 миллионов рублей деньгами и облигациями, отправили на фронт 65 тысяч теплых вещей и более четырех тысяч посылок.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №11 (387) 30 апреля 2015
    Опыт прошлого
    Содержание:
    Реклама