Использование тестовых методик: угроза профанации

Ольга Хибакова
10 октября 2005, 00:00
  Сибирь

Директор компании "Сиб-АНКОР" (Новосибирск) Елена Рыженкова

- Что нужно, чтобы стать хорошим тестологом?

- В нашей стране специальности тестолога не существует. Поэтому большое значение для специалиста, занимающегося оценкой, имеют дополнительное специальное обучение и опыт.

- Какие правила нужно соблюдать при проведении ассессмента?

- Ассессментом часто называют любую диагностику персонала, которая отличается от интервью. На самом деле это комплекс мероприятий, подобранных целевым образом под задачи клиента и выстроенный так, что происходит перекрестная перепроверка данных одной методики данными другой.

Использованию тестовых методик в нашей стране до сих пор угрожает профанация. Чтобы результаты тестов отдельных людей можно было сравнить, так называемые "сырые" данные приводятся к баллам на основании "нормативных данных". До сих пор многие тестологи для этого применяют, например, американские нормы периода Второй мировой войны. В России они неприменимы. К сожалению, у нас сейчас практически нет исследовательских институтов, которые занимались бы нормированием и валидизацией тестов.

Поэтому мы стараемся не использовать слабодостоверные тесты, а чаще всего проводим диагностические интервью. Развернутые ответы на вопросы, заданные профессионалом, дают о человеке более верное представление, чем "неадаптированный" балл теста.

Важны также квалификация и профессиональная этика специалиста по ассессменту. Любое психологическое тестирование должно проводиться только с добровольного согласия тестируемого, его надо обязательно подготовить, объяснить цели. Последствием неквалифицированного вмешательства может стать психологическая травма тестируемого. Обязательна обратная связь с ним по результатам теста, поскольку для него это очень значимая информация, и мы не знаем, какие внутренние психические процессы мы задели. Проблема в том, что обратная связь делает услугу малорентабельной или очень дорогой: если с каждым из десяти оцениваемых поговорить по два часа, это займет 20 часов рабочего времени высокооплачиваемого специалиста.

Необходимо также провести обучение техникам и параметрам наблюдения представителей заказчика, которые обязательно должны присутствовать на ассессменте, чтобы они могли грамотно оценить поведение участников.

- Все ли заказчики знают, как использовать результаты ассессмента?

- Есть многие компании, которые никак не используют результаты. У них есть иллюзия, что если услуга дорога, то она сама по себе эффективна. Оценку нельзя употребить как товар - нужно самому участвовать в процессе и знать, как использовать полученную информацию.