Все включено

Расширение продуктовой линейки происходит во многих направлениях финансового сектора экономики. Перестает быть исключением и кадровый консалтинг

Кадровый консалтинг продолжает завоевывать рынок, хотя его развитие нельзя назвать бурным: экстенсивный рост замедлился в 2003–2004 годах. Сейчас участники рынка говорят об интенсивном пути развития этой отрасли, которое происходит не за счет появления новых участников, а благодаря расширению услуг и улучшению их качества. Таким образом, кадровые агентства постепенно смещают свою деятельность в область полноценного управления персоналом.

Новое слагаемое успеха

Управление персоналом — вид деятельности, связанный с решением задач, стоящих перед менеджерами высшего звена в области управления человеческими ресурсами с целью увеличения прибыльности бизнеса. Эта услуга включает, кроме давно существующего на рынке рекрутмента (подбор сотрудников), такие виды деятельности, как адаптация, ротация, оценка персонала, выведение персонала за штат компании (аутстаффинг), обучение.

Потребность в такой деятельности возникла прежде всего потому, что в организациях изменилось отношение к специалистам. Общий рост экономики, потребность в инвестициях привели к повышению ценности кадрового потенциала. «В настоящее время именно человеческий ресурс и инвестиции в него со стороны предприятия дают настоящее конкурентное преимущество на рынке», — считает директор ООО «Сангория» (Новосибирск) Сергей Копылов. С ним соглашается и руководитель НОУ «Эксперт» (Иркутск) Екатерина Тинина: «Грамотно подобранный, обученный и сориентированный на цели персонал сможет удержать лидерство предприятия на рынке».

«Большое внимание управлению персоналом уделяется в крупных холдинговых корпорациях, где много человеческих ресурсов и есть средства для инвестирования в сотрудников, — говорит директор по развитию ЗАО «Консалтинговая группа «Сибирь» (Кемерово) Максим Кувырзин. — У небольших компаний необходимость в такой услуге еще недостаточно сформирована, но большинство руководителей понимают, что новый подход к управлению персоналом может значительно повысить эффективность бизнеса, низкая востребованность определяется лишь ограниченностью финансовых средств». Именно в этом причина возросшего интереса работодателей к обучению, тренингам и повышению квалификации работников.

Тянет на сторону

Осознание необходимости грамотного управления персоналом еще не означает, что компания отдаст эту функцию на аутсорсинг, поскольку может обойтись созданием кадровой службы, функциями которой, помимо контроля за соблюдением трудового законодательства, будут подбор, оценка и обучение персонала. Но здесь возникает негативный для предприятия момент: кадровик находится в подчинении, следовательно, теряет независимость и объективность при выполнении своих функций. На возражение, что внутренний специалист лучше знает специфику и потребности компании, современный кадровый консалтинг отвечает, что сейчас почти не осталось организаций, которые работали бы для клиента вслепую: всегда подробно выясняются проблемы работодателя и его ожидания в отношении потенциального сотрудника.

Участники рынка отмечают тенденцию к постепенной передаче вопросов по работе с персоналом консалтинговым компаниям

Поэтому участники рынка отмечают тенденцию к постепенной передаче вопросов по работе с персоналом консалтинговым компаниям. «До 2001 года российские и, в частности, новосибирские организации обращались туда после неудачных попыток найти нужного специалиста. Сейчас логика грамотного работодателя несколько отличается: он сравнивает затраты (как материальные, так и временные) на самостоятельный поиск сотрудника и расходы, связанные с обращением в кадровое агентство, после этого выбирает оптимальную стратегию», — делится опытом заместитель директора компании АНКОР Алена Алферова.

Еще одну причину передачи функций работы с персоналом Максим Кувырзин видит в том, что «разработка и внедрение основных элементов системы управления персоналом — задачи проектные, то есть необходимо осуществить их внедрение, затем вести регулярный мониторинг и по его результатам с периодичностью два-четыре года производить корректировку и обновление системы. Содержать для реализации таких проектов собственный многочисленный штат нецелесообразно. К тому же низкоквалифицированные сотрудники не смогут эффективно и системно выполнять установки руководства в области управления персоналом, а высококвалифицированных работников не всегда можно переводить с одного направления на другое в силу их узкой специализации».

Постепенно накапливаемый опыт работы с профессионалами создает предпосылки для передачи и других услуг по управлению персоналом на аутсорсинг.

Дальнейшее развитие процесса управления персоналом в регионах будет происходить за счет повышения спроса на поиск и подбор кадров. Дефицит квалифицированных специалистов на региональных рынках, усложнение задач, поставленных перед специалистами по кадрам на предприятиях, приведут к тому, что все большее число компаний будет передавать часть функций профессиональному рекрутингу и консалтингу.

Постепенно будет происходить концентрация и специализация кадровых агентств, поскольку оказывать редкие виды услуг с высокими показателями качества смогут лишь крупные организации, располагающие узкими специалистами. Причем специализироваться агентства будут как по видам деятельности, так и по отдельным отраслям (энергетическая, банковская). Такие фирмы появляются уже сейчас. Не исключено, что предприятия, не первый год отдающие управление персоналом на аутсорсинг, усилят дифференцированный подход к агентствам: для размещения заказов на подбор персонала разных позиций будут привлекаться разные агентства. «Уже сейчас клиент становится более профессиональным в работе с кадровыми компаниями. Иногда задача формулируется достаточно узко и конкретно», — замечает Алена Алферова.

Скорее всего, тенденция приведет к тому, что многочисленные мелкие консалтинговые компании покинут рынок. Уже сейчас заметна серьезная экспансия столичных игроков в регионы.

Методика расчета показателей

Рейтинг консалтинговых компаний сибирского региона подготовлен АЦ «Сибирь» в ноябре 2006 года по методологии рейтингового агентства «Эксперт РА». В ходе составления рейтинга анкеты были разосланы 200 компаниям, на предложенные вопросы ответили 51. Корректность информации гарантируется подписью первого лица и печатью организации, в некоторых случаях — финансовой отчетностью компании. В качестве основного показателя ранжирования использовался объем выручки компаний в первом полугодии 2006 года от оказания консалтинговых услуг клиентам, находящимся на территории Сибирского федерального округа.