Новый двигатель торговли

Дальнейшее эффективное развитие розничной торговли потребует активного использования инструментов финансового рынка

В последнее время наблюдается бурный рост розничной торговли в регионах. Открываются новые супермаркеты, гипермаркеты, торговые центры. Масштабность проектов и растущая конкуренция заставляют ретейлеров активно работать над продвижением объектов, а также искать способы минимизации издержек. Что касается последнего, то решением проблемы все чаще становится приобретение торгового оборудования в лизинг.

Не сошлись характерами

Как финансовый инструмент лизинг появился в нашей стране в начале 1990-х, но его различные направления развивались неравномерно. Так, лизинг транспортных средств сразу приобрел популярность и удерживает лидерские позиции до сих пор. К финансовой аренде недвижимости интерес появился сравнительно недавно, эта услуга становится востребованной. История развития лизинга торгового оборудования наиболее интересна: из года в год этот сегмент называли перспективным, ожидая, что он вот-вот займет лидерские позиции в портфеле лизинговых компаний. Но ничего подобного не происходило — в сибирском регионе его доля, по исследованиям АЦ «Сибирь», колебалась от 2% до 12%.

Причин стабильно низкого предложения несколько. Во-первых, известно, что его катализатором является спрос, а на первых этапах развития розничной торговли в нашей стране этот важный элемент рыночных отношений оставался на низком уровне. Желающим заняться торговлей или модернизировать имеющиеся активы не хватало знаний о преимуществах работы с новым финансовым инструментом, поскольку лизинг тогда еще не заслужил доверия. Кроме того, возможность приобретения оборудования в рассрочку не способствовала развитию альтернативных способов пополнения оборотных активов. Во-вторых, сами лизинговые компании уделяли мало внимания этому направлению потому, что основными потенциальными клиентами в то время были мелкие и средние магазины, которые часто меняли хозяев, а иногда бизнес оказывался брошенным вместе со всеми долгами. «Большинство торговых предприятий — это средний и малый бизнес, который нередко работал или работает «всерую». Данное обстоятельство часто не позволяет достоверно оценить платежеспособность хозяйствующего субъекта», — делится опытом ведущий специалист ООО «АльянсРегионЛизинг» (Новосибирск) Ольга Ходорова. Следовательно, риски были слишком высоки, а если добавить к ним нестабильность экономики и политики, то такая тактика выглядела вполне логичной.

Бытовые проблемы

На современном этапе развития также существуют препятствия для увеличения доли лизинга торгового оборудования в продуктовой линейке лизингодателя. В утвержденном Правительством РФ «Общероссийском классификаторе основных средств» приведен перечень оборудования, которое относится к торговому, но нередко при сделках классификация проводится не совсем верно. К примеру, приобретаемые для торгового зала банкомат или систему видеонаблюдения теоретически можно отнести к торговому оборудованию, но согласно классификатору они таковым не являются. Возможна ситуация, когда по одному договору лизинга приобретается несколько видов оборудования — например, грузовой транспорт для доставки товаров, стеллажи, витрины. Тогда договор будет отнесен к той группе, стоимость которой превалирует. Таким образом, доля лизинга торгового оборудования в общем портфеле отражается не совсем корректно.

<h5>Лизинг становится доступнее для среднего и малого бизнеса — как в плане снижения требований, так и по стоимости услуг</h5>

«Еще одна проблема — это качество и комплектность торгового оборудования. Нередко из-за недопоставки продавцом деталей и составных частей оно не может быть вовремя смонтировано, а простой в торговле ощущается особенно. Еще хуже, если при отсутствии каких-либо элементов крепежа провисают смонтированные стеллажи во время их эксплуатации», — рассказывает Ольга Ходорова.

Бранятся — только тешатся

Можно с большой долей вероятности утверждать: несмотря на сложности, растет интерес к лизингу торгового оборудования. На региональный рынок выходят крупные столичные игроки, привыкшие работать по лизинговым схемам. Расширяются и модернизируются местные ретейлеры, готовясь составить серьезную конкуренцию первой группе. «Как известно, торговля относится к отраслям с высокой оборачиваемостью, а розничная торговля — основной потребитель торгового оборудования — имеет при этом наименьшую по сравнению с другими отраслями долю собственных средств в структуре источников финансирования. С каждым годом эта доля сокращается. Если оборачиваемость в промышленности составляет несколько месяцев, то в торговле — в среднем 15 дней. Поэтому эта отрасль наиболее чувствительна к выводу капитала из оборота и постепенно переходит к более выгодным схемам финансирования — от рассрочки и кредитования к лизингу», — говорит генеральный директор ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ» (Набережные Челны) Альфия Гарифуллина.

Лизингодатели также перестают игнорировать этот сегмент. Риски при работе с клиентами снижаются, поскольку происходит отход от «серых» схем, компании зарабатывают репутацию, а поставщики, конкурируя друг с другом, стараются добросовестно исполнять свои обязанности. Кроме того, становится проще работать с зарубежными партнерами (которые либо открывают местные филиалы и представительства, либо готовы сотрудничать с российскими компаниями на взаимовыгодных условиях).

Начинающаяся конкуренция среди лизингодателей (особенно в борьбе за крупного клиента с развитой торговой сетью) также приводит к тому, что лизинг становится доступнее для среднего и малого бизнеса — как в плане снижения требований, так и по стоимости услуг. Это в свою очередь увеличивает спрос. Сделан серьезный шаг навстречу клиентам — появилась услуга предоставления в лизинг полностью оснащенного торгового места, то есть торговой точки «под ключ».

Торговое оборудование — один из самых ликвидных предметов лизинговой сделки, а за счет высокой оборачиваемости активов еще и самый быстроокупаемый. Потенциальная потребность в нем достаточно высока, но лизингодателям уже сейчас необходимо уделить пристальное внимание этому сегменту, чтобы поучаствовать в разделе рынка.