— Константин Борисович, почему информация о работе терминала продолжительное время не распространялась?
— До выхода на рынок терминал был оснащен подъемными механизмами только для двадцатифутовых контейнеров, тогда как наступало время сорокафутовых. Нам было необходимо провести перевооружение: построить техническую площадку, создать инфраструктуру, заказать оборудование. Это длительный процесс. Мы не могли распространять информацию о своей работе, потому что не были готовы полноценно удовлетворять требования клиента. К тому же, в настоящий момент, чтобы терминалу произвести отправку контейнера, необходимо заказать специальный фитинговый вагон в «ТрансКонтейнере». Как правило, процесс согласования заявки затягивается в связи с нехваткой фитингов: Клещиха не может удовлетворить все потребности в срок. Беспрепятственно мы можем работать только по приему контейнеров. И в этом сегменте терминал НЗХК немного нарушил монополию «ТрансКонтейнера» в Новосибирске.
— И тем не менее, вы начали работать с определенными компаниями.
— Круг экспедиторов, с которыми мы работаем, состоит из наших давних партнеров. Эти компании имеют собственные вагонные и контейнерные парки, поэтому мы можем работать с ними и по отправке.
— На какой стадии развития находится терминал? Какие намечены планы по его модернизации?
— Работы выполнены на 80 процентов. Пока не хватает рабочих помещений, например, нет товарной конторы. Загруженность терминала — 50–70 процентов. В настоящее время грузооборот составляет около одной тысячи контейнеров в месяц. Проектная мощность в два раза выше. После того как летом мы расширим материальную часть и установим новое подъемное оборудование для работы с крупнотоннажными контейнерами, мы выйдем на реализацию запланированных объемов.
— На НЗХК доставляются различные химические материалы. Какие меры вы принимаете для того, чтобы обеспечить безопасность гражданских грузов своих клиентов?
— Таможенный терминал имеет специальные лицензии, которые включают в себя практически все наименования опасных грузов, в том числе ядерные материалы. Для работы с ними предусмотрены особые условия, меняющиеся в зависимости от категории опасности груза. Для некоторых совместное хранение с гражданскими грузами не представляет никакой угрозы. Материалы с повышенной категорией опасности, например, радиационные, мы храним на изолированных складах.
— Можете назвать один из основных барьеров в работе грузоперевозчиков?
— Основная проблема связана с планированием грузоперевозок, которое передано в ведение ОАО «ТрансКонтейнер». Если на законодательном уровне это право будет возвращено РЖД, ситуация на рынке может измениться в пользу равноправных условий для всех игроков. Сейчас ОАО «Трансконтейнер» значительно подняло цены как на использование вагонов и контейнеров, так и на автоподвоз в городе. Такие монопольные действия могут привести к исключению Новосибирска из числа мультимодальных центров.
Интервью взяла Ирина Кичкайло