Хороший год

Производители удобрений надеются, что спрос на их продукцию вернулся надолго. Фермеры ждут такой же стабильности в ценах

Рынок удобрений воспрял духом. Текущий  год ознаменовался стабилизацией спроса на все виды удобрений на мировых и российском рынках после значительной волатильности в 2008–2009 годах. Стабилизация спроса сориентировала российских производителей на внутренний рынок, тогда как традиционно они ориентируются на экспорт. Сибирь, правда, в этом сыграла незначительную роль: эксперты отмечают, что в нашем регионе в нынешнем сельскохозяйственном сезоне на 20% снизился спрос на аммиачную селитру — основное удобрение для сибирских хозяйств, и объем внесенных в почву удобрений остался на уровне прошлых лет — то есть самым низким в стране. 

Спрос поддержали сразу два фактора — фиксация цен на удобрения до конца года и финансовая помощь государства крестьянам. Чиновники не раз упрекали производителей в повышении стоимости азота и калия, грозили даже введением запредельных экспортных пошлин, если они не поддержат местного сельхозтоваропроизодителя. И в 2010 году свершилось — максимальные цены продекларированы до конца года. Правда, без учета логистики и НДС. Выровнять диспропорцию должны государственные субсидии — на покупку удобрений крестьянам в нынешнем году выделено 4,7 млрд рублей, более 2 млрд рублей из которых приходится на Сибирь. Причем деньги эти стали поступать в регионы еще в феврале–марте, то есть до начала посевной, чтобы хозяйства успели воспользоваться ими по назначению и не могли говорить, что помощь, как всегда, опоздала. Стабилизации спроса не помешал и рост цен на удобрения. «По сравнению с 2009 годом цена карбамида для российского АПК выросла на 10%, аммиачной селитры — на 12%. Рост цены обусловлен увеличением себестоимости производства удобрений вследствие роста тарифов на газ и энергоресурсы — основные компоненты себестоимости. В 2009 рост составил в среднем 24% и 19% соответственно», — говорят в компании «Сибур-Минеральные удобрения» (Москва).

Смотрящие на Запад

Потребности российского сельского хозяйства в удобрениях непрерывно росли вплоть до финансового кризиса — с 1,4 млн тонн в 2004 году до 2,3 миллиона — в 2008-м. В 2009 году из-за разразившегося финансового кризиса спрос на удобрения резко упал — по данным Минсельхоза, на начало весенне-полевых работ он составил 1,7 млн тонн. Одновременно упал спрос и на внешних рынках, что серьезно отра-зилось на работе отечественных предприятий, так как большинство из них ориентировано на экспорт. Так, крупнейший производитель калия «Уралкалий» (Березники, Пермский край) около 90% своей продукции поставляет на экспорт, преимущественно в Китай, Бразилию, Юго-Восточную Азию и Индию — наиболее перспективные и активно развивающиеся калийные рынки, где компания имеет лидирующие позиции. Столько же и в те же страны вывозит и «Сильвинит» (Соликамск). Потребности внутреннего рынка, в том числе сибирского, почти полностью закрывает «Сибур-Минеральные удобрения», входящий в холдинг «Сибур». Он же владеет двумя крупными активами в Сибирском федеральном округе — ПО «Азот» (Кемерово) и Ангарским азотно-туковым заводом в Иркутской области, которые производят аммиачную селитру. Оба завода были приобретены в 2008 году, что позволило «Сибуру» занять 75% сибирского и дальневосточного рынка аммиачной серы и селитры.

Падение спроса совпало по времени с ужесточением давления на производителей со стороны чиновников, недовольных их ориентацией на внешний рынок. На внутреннем рынке постоянно росли цены на удобрения, которые в 2008 году достигли своего максимума. В июне–сентябре 2008 года цены, по данным Российской ассоциации производителей удобрений, на аммофос достигли почти 18 тыс. рублей за тонну, карбамид — 8 тыс. рублей, селитру — 6 тыс. рублей. Примечательно, что это произошло почти сразу после того, как тогдашний премьер Виктор Зубков прекратил переговоры с производителями и выставил им жесткий ультиматум: правительство не будет увеличивать пошлины на их экспорт в обмен на гарантированные скидки российским потребителям — 16–30% от экспортной цены в 2009 году и 5–10% в 2012-м. «Если мы почувствуем, что производители удобрений не пойдут навстречу сельскому хозяйству, то мы удвоим или утроим пошлины», — заявил тогда Виктор Зубков. В мае 2008 года по его решению были введены экспортные пошлины (от 5% до 8,5%) на различные виды минудобрений. Ультиматум полностью не подействовал. Экспортеры сделали свой выбор все-таки в пользу заграницы, так как потребность российского рынка никак не могли обеспечить совокупные мощности, составлявшие более 17,5 млн тонн в год. Производство минеральных удобрений является крупномасштабным и капиталоемким и может эффективно функционировать только в условиях максимальной загрузки мощностей. Например, азотная продукция на внутреннем рынке востребована только в сезон (пять–шесть месяцев в году), в остальное время предприятия должны отгружать продукцию на экспорт, чтобы не простаивать и сохранять высокую загрузку мощностей. А между тем Минпромторг прогнозировал, что в 2012 году крестьяне в России купят всего 4 млн тонн удобрений.

Таким образом, к началу кризиса на рынке сложилась ситуация из разряда «и хочется и колется». Недостаток вносимых удобрений явно был проблемой, однако роста спроса на них, в том числе и из-за низкой платежеспособности аграриев, не прогнозировалось, вследствие чего российские производители удобрений ориентировались на экспорт. В кризис пострадали все. Спрос и цены рухнули.

Побольше позитива

Но нынешний год для рынка может стать годом позитивных новостей. Во-первых, удобрения снова в цене у крестьян. Игорь Калужский, исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений, отметил, что в конце 2009 года и первом квартале 2010-го «наблюдалось восстановление мирового рынка минеральных удобрений: фермеры по всему миру, а также дистрибуторы удобрений начали активные закупки. Все старые складские запасы были распроданы в 2009 году, система дистрибуции удобрений по всему миру оказалась практически не у дел, вследствие ужесточения условий выдачи кредитов покупатели не делали в четвертом квартале 2009 года предсезонных закупок».    

Также нужно отметить сезонный фактор: массовые закупки осуществлялись для весеннего внесения удобрений в почву. Российские, в том числе сибирские, аграрии также очень активно закупали удобрения в этом году. «Интересная ситуация сложилась на рынке аммиачной селитры — спрос на внутреннем рынке был настолько высоким, что отдельные заводы в некоторые месяцы этого года осуществляли отгрузки только на внутренний рынок, то есть на экспорт не отгружали. В связи с серьезным сокращением экспорта стоимость селитры на экспортных рынках в пересчете на единицу азота в январе–апреле 2010 была существенно (на 10–25%) выше, чем карбамида (в селитре содержится 34% азота, в карбамиде — 46%)», — рассказал Игорь Калужский.

В Российской ассоциации производителей удобрений говорят, что по состоянию на 7 мая сельхозпроизводители РФ приобрели 192,9 тыс. тонн минеральных удобрений, что на 30,1 тыс. тонн (2,6%) больше соответствующего показателя 2009 года.

В Российском зерновом союзе также признают, что спрос на удобрения возрос. Но причину этого видят в помощи государства. «Повышению спроса помогло, в частности, предоставление в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на приобретение средств химизации», — говорит Елена Беседина, директор департамента технического регулирования союза.

Ключевой фактор роста спроса со стороны АПК — доступ к денежным ресурсам. «Пока проблема низкой платежеспособности отечественного села не будет решена и сельское хозяйство в нашей стране не начнут воспринимать как отрасль, способную приносить хороший доход,  уровень его развития так и останется низким, с соответствующими нормами внесения удобрений, а оптимистические прогнозы будут оставаться только прогнозами», — отмечают эксперты. И поясняют, что для банка сельхозпроизводитель — рискованный клиент, который может в качестве гарантии предоставить лишь будущий урожай, объемы которого зависят, в том числе, от погодных условий. В Сибири это особенно актуально, поскольку этот регион — зона рискованного земледелия: частые засухи, заморозки, набеги саранчи и прочие форс-мажорные обстоятельства. Для увеличения урожая необходимо внести удобрения. Чтобы купить удобрения, необходим кредит.  Для получения кредита нужен урожай или имущество в залог. Замкнутый круг. «Единственный выход, который мы видим, — развитие эффективных систем кредитования агропромышленного комплекса и содействие со стороны государства в получении фермерскими хозяйствами целевых кредитов», — говорят производители удобрений. 

Шахматная партия

На стабилизацию спроса повлиял еще один фактор. В 2010 году не ожидается увеличения номинальной цены (без учета НДС, упаковки и логистики) на удобрения. Соглашением между ассоциацией производителей удобрений и Агропромсоюзом были установлены максимальные цены на удобрения сначала до 1 июля — начала нового сельскохозяйственного года, а затем и до конца года. Производители еще в апреле сообщили, что мораторий на цены был продлен даже раньше, чем это требуется по закону.

Но стоит учесть, что «ценовая» ситуация — это больше шахматная партия производителей и власти. Чиновники сейчас могут сказать, что были приняты существенные меры, направленные на сдерживание роста цен на удобрения, и таким образом зафиксировать еще один факт поддержки крестьян. Производители показали, что слышат и понимают проблемы отечественного фермерства, и таким образом добились отмены разговоров об очередном повышении экспортных пошлин. Об этом вновь говорили в этом году — в начале марта. Однако в конкретные действия желание поднять пошлины так и не вылилось. 

«Как правило, и это подтверждает статистика 2009 года и пяти месяцев 2010-го, производители продают удобрения аграриям по цене, которая значительно ниже максимального задекларированного уровня», — говорит Игорь Калужский. Но фермеры на самом деле по такой цене удобрения получают редко. Крестьяне получают удобрения уже по цене с учетом упаковки, НДС и транспортной доставки. Таким образом, если на одном и том же заводе закупают удобрения сельхозпроизводители, например, из Центрального  и Сибирского федеральных округов, конечная цена удобрений у них будет отличаться в силу абсолютно разных затрат на логистику. Если между крестьянином и заводом стоит дистрибьютор, то в конечной цене он может учесть свою наценку.

Все для себя

Интересно, что сегодня производители все больше начинают верить в региональные рынки и считать их одной из точек роста. «Если смотреть стратегически, то внутренний рынок является приоритетным для российских производителей удобрений — мы ожидаем, что он будет расти на 5–10 процентов в год ближайшие 5–7 лет», — говорит Игорь Калужский. Правда, на рынок пока продолжает «давить» российский менталитет — крестьяне покупают удобрения только тогда, когда им сильно нужно, что приводит к сильной волатильности и задержкам при удовлетворении спроса в его «пик». Кроме того, производители начинают работать над получением продукции более глубокой переработки для извлечения дополнительного дохода. Российские компании реализуют проекты углубления переработки аммиака и азотной продукции и производства продуктов с большей добавленной стоимостью. Например, «Акрон» планирует увеличение мощностей по производству карбамида; «Новомосковский Азот» увеличил мощности по производству карбамида, прекратил производство товарного аммиака, запустил первое в России производство гранулированного карбамида и производство кальцинированной селитры; «Невинномысский Азот» запускает строительство первого в РФ производства меламина (исходным сырьем служат аммиак и карбамид). Они надеются, что на эти удобрения будет спрос и на внутреннем рынке.