Мотивация на консолидацию

Спецвыпуск
Москва, 17.12.2012
«Эксперт Сибирь» №50 (358)
Сейчас в Сибирском федеральном округе реализуются сразу несколько крупномасштабных инфраструктурных проектов. На очереди, к примеру, возведение сразу трех мостов — через Обь, Томь и Енисей, закладывается первая линия метрополитена в Омске, реконструируется аэропорт Толмачево, продолжается строительство Богучанского алюминиевого завода. Развитие цементной отрасли напрямую связано с темпами роста строительства. Это основной отраслевой заказчик

Кроме обслуживания инфраструктурных проектов, цементники должны обеспечивать сырьем и строительство жилищное. За прошлый год по всему Сибирскому федеральному округу (СФО) было сдано в эксплуатацию около 7,185 млн кв. м жилья. Это значительно превышает предкризисные показатели. В 2011 году лидерами стали Омская и Иркутская области — здесь темпы строительства выросли на 19%. Что касается объемов строительства жилого фонда, то тут лидируют Новосибирская область, где сдано в эксплуатацию 1,48 млн кв. м жилья, и Кемеровская область с 1,08 млн кв. м. В Красноярском крае за 2011 год было сдано 1,05 млн кв. м жилья. Вместе с тем в 2012 году, несмотря на рост объемов ввода жилья по стране в целом, темпы роста жилищного строительства в СФО снизились. Сокращение жилищного строительства зафиксировано в восьми регионах округа, но был и прирост — в республиках Алтай, Бурятия, Тыва и Забайкальском крае. В Новосибирской области, республиках Бурятия и Тыва, Алтайском и Забайкальском крае объем строительных работ на душу населения в два и более раза уступает среднероссийскому, зато в Красноярском крае, Томской и Кемеровской областях этот показатель выше, чем в среднем по России. Поэтому делать вывод о кризисе на сибирском строительном рынке по меньшей мере преждевременно.

«Для всех регионов округа жилищное строительство — это основа роста конкурентоспособности и социальной привлекательности. Решение стратегической для Сибири задачи закрепления населения напрямую связано с темпами ввода жилья», — считает полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский. Сейчас главная задача страны — пополнить жилой фонд качественным и недорогим жильем, которого так не хватает. В 2012 году Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) начало работу над программой, удешевляющей квартиры экономкласса. Планируется запустить строительство жилья, цена которого будет ориентирована на уровень, установленный Министерством регионального развития. В год предполагается вводить дополнительно около 5 млн кв. м. Что это значит? Темпы строительства, несмотря на не слишком хорошие показатели года нынешнего, будут неуклонно расти. Поэтому цементная отрасль, благополучие и развитие которой напрямую связаны с ростом строительства, должна быть готова к увеличивающимся требованиям рынка.

Слабое звено

Строительный сезон 2012 года идет не совсем в рамках прогнозов, данных аналитиками до его начала. Сегодня по региону наблюдается снижение объемов строительства в Красноярском крае — на 27%, в Омской на 12,5%, в Иркутской области — на 25,4%. Пока заданные темпы держат Новосибирская и Кемеровская области. «Общий объем сданного жилья растет, но незначительно. В целом же производственная емкость рынка достигается за счет домов, которые находятся на первой стадии строительства — котлованов, первых этажей», — отмечает директор по развитию информационно-справочного портала nsk.net Сергей Николаев. Сдержанность строительного рынка отмечают и цементники. Но не смотря на этот фактор, темпы роста производства в цементной отрасли стабильны. «Мы ожидали, что в этом году темпы роста будут в рамках семи-девяти процентов, — отметил президент ОАО «Холдинговая компания «Сибирский цемент» Георг Клегер. — В первом полугодии темпы роста были выше 10 процентов». 7–9% — стабильный прирост, демонстрируемый «Сибирским цементом» в течение последних лет. «Желательные темпы роста строительного рынка — 10–15 процентов в год, что дает сопоставимый рост потребности в цементе», — отмечает руководитель интернет-журнала о цементе Руцем.ру и отраслевого портала цемент.ру Юрий Ерокин. Ведущие производители цемента должны быть готовы выдерживать такие объемы.

Сегодня в Сибири потребляется практически весь произведенный здесь же цемент (в 2011 году около 6 млн тонн при производстве в 7,64 млн тонн). Прогнозируемая емкость сибирского рынка в 2012 году — 6,6–6,7 млн тонн цемента, что на 7–9% выше, чем в 2011-м. Стоит отметить, что крупный региональный отраслевой игрок «Сибирский цемент», используя мощности только своих действующих заводов, в состоянии удовлетворить 100% спроса регионального рынка (см. «Не слишком опасная монополия» в «Эксперте-Сибирь» № 12 за 2012 год). Пока это не требуется, но потенциал в запасе у холдинга есть. И если рынок сбыта вырастет (а это, по прогнозам аналитиков, лишь вопрос времени), это не будет неожиданностью для сибирских цементников.

На цементный рынок давит еще один фактор — так называемая сезонность спроса. «В Сибири она примерно один к четырем — зимой продается в четыре раза меньше, чем летом. В октябре-ноябре, когда, в принципе, еще можно строить, спрос падает. Если летом «Топкинский цемент» продает 350 тысяч тонн в месяц, то зимой — меньше 100 тысяч тонн», — говорит президент «Сибцема». Несмотря на то что понятие «сезонность» появилось только в эпоху новой рыночной экономики и используется в качестве удобного способа закамуфлировать определенные изъяны механизмов строительного производства (см. «Мы теряем компетенцию» в «Эксперте-Сибирь» № 47 за 2012 год), для цементной отрасли «сезонность» стала настоящим испытанием, так как «потребность в цементе у строителей зимой сокращается в 2,5–3 раза», — отмечает технический директор СМПРО Владимир Жарко.

Где сила?

Подобная конъюнктура складывается далеко не в пользу наращивания капитало­емкости цементного рынка, а следовательно, откладывается или замедляется модернизация устаревших производств. Большинство цементных заводов в России построено 50–60 лет назад. Средний износ оборудования, по оценкам специалистов из СМПро, составляет 68%, по данным предприятий около 40. «Но это обусловлено некоторыми нюансами — к примеру: старая линия по производству цемента по остаточной стоимости близка по цене со стоимостью одного нового карьерного экскаватора», — говорит Юрий Ерокин.

Цементная промышленность — очень капиталоемкий сектор со множеством специфических факторов. Так, у объектов цементного производства непривычно долгий срок экономической службы. К примеру, Ангарский цементно-горный комбинат был основан на оборудовании цементного завода, вывезенном из Германии после войны. Значительная часть технического оснащения завода работает с тех самых пор. Однако это не мешает предприятию функционировать и праздновать в этом году 55-летие успешной работы.

Цементники не строят новые заводы, потому что строительство нового комплекса занимает в среднем до 5 лет и требует 300 млрд рублей для своего развития, что эквивалентно приблизительно трехлетнему товарообороту. Гораздо перспективнее и выгоднее модернизировать уже имеющееся оборудование, чем на пустом месте возводить новое предприятие. Но без господдержки даже это осуществить непросто. Нужны крупные кредиты с низкой процентной ставкой. Поэтому конкуренция на цементном рынке идет между солидными игроками — у мелких производителей нет сил, средств и возможностей модернизировать свои предприятия, чтобы соответствовать современным стандартам качества продукции и экологичности производства. Поэтому цементный рынок — поле деятельности немногих крупных игроков.

«Отдельно взятому заводу (а сегодня подобных предприятий остались единицы в России) серьезно решать задачи модернизации и тем более изменять технологии на производстве — практически нереально. Сегодня банки длинных кредитов практически не дают. А в счет своей прибыли сделать такие инвестиции тяжело даже потому, что стоимость оборудования высокая, к тому же оно не российское, а импортное, как правило, из Германии, Дании. Поэтому с этой точки зрения укрупнение цементных предприятий вполне логично. Поскольку ни от государства, ни от банков собственники существенной поддержки не имеют», — отмечает главный инженер СибНИИПроект­Цемент Дмитрий Коробков.

Кроме консолидации как одной из мер усиления своих рыночных позиций, цементный бизнес связывает свое будущее с крупными промышленными и инфраструктурными проектами, поскольку они требуют гораздо более значительных объемов цемента, чем тот же жилищный рынок. К примеру, рост может начаться с развитием добывающей и перерабатывающих отраслей. Так, для одной нефтяной скважины на Ванкоре необходимо 100 тыс. тонн цемента, тогда как для строительства 1,1 млн кв. м жилья в Кузбассе требуется всего 250 тыс. тонн. Кроме нефтянки, крупные объемы цемента потребуются на возведение различных инфраструктурных объектов, в том числе строительство окружных дорог, тем более что власть неоднократно заявляла о своих намерениях в этой области.

Однако аналитики довольно скептически относятся к перспективам масштабного дорожного строительства. «Намерение строить дороги из цемента вряд ли существенно скажется на положении цементников СФО. Во-первых, потому что у нас проходит весьма значительное время от выдвижения идеи до ее реализации, то есть вряд ли эффект будет заметен уже в этом году. Во-вторых, сами дороги у нас строятся очень медленно, а значит, и закупки цемента будут сильно растянуты по времени, что сгладит статистику, и нельзя будет точно определить, сколько процентов прибавки производства дала инициатива властей. В-третьих, не все дороги будут строиться с использованием цемента, не исключено, что часть дорог — с использованием традиционных и новых материалов дорожного строительства. Тем не менее данная инициатива властей в долгосрочной перспективе способна оказать серьезную поддержку цементной отрасли, особенно в условиях возможных экономических потрясений, когда объемы жилищного и коммерческого строительства сокращаются, а инфраструктурные проекты продолжают реализовываться», — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. В принципе, подобным образом можно выразиться и о других потенциальных индустриальных объектах в регионе — теоретически все понимают, что для качественного развития Сибири необходимо создание уникальных инфраструктурных и промышленных проектов, к примеру, кластеров, направленных на глубокую переработку сырья (см. Специальный проект «Активные инвестиции»), но для практической реализации идеи нужна последовательная государственная политика.      

Просто убавь воды

Чтобы быть конкурентоспособными по мировым стандартам, российским цементным заводам необходимо отказаться от мокрого способа производства продукции.

Перед российской цементной промышленностью стоит вопрос перехода на более высокий технологический уровень. Это в первую очередь связано с методом производства цемента. Сейчас на отечественных заводах наиболее распространен так называемый мокрый способ, при котором для приготовления смеси используется значительное количество воды, которая впоследствии выпаривается в печи. Это технология считается устаревшей. Передовые страны мира от нее практически отказались. В современном технологическом процессе (сухой способ) вода не применяется. Поэтому он является в 2–3 раза менее энергозатратным, чем мокрый. В результате резко уменьшается себестоимость цемента. Цена продукта, произведенного сухим способом, по сравнению с мокрым меньше на 25 процентов. Процесс перевода мощностей с устаревших технологий на новые непрост. США, к примеру, понадобилось 70 лет, чтобы добиться современных показателей: 30% мокрого способа, 70% сухого. В России сейчас 18% приходится на сухой способ, 82% — на более энергозатратный мокрый. Хочется верить, что наша страна перейдет на более современный метод за более короткое время. Для этого необходимо сделать цементную отрасль более привлекательной для инвестиций, в том числе государственных, а этого способны добиться только крупные промышленные компании с потенциалом технологического роста. В противном случае внутренний рынок заполнит дешевый и низкокачественный цемент из Белоруссии, Турции, Ирана и Китая.

У партнеров

    Реклама