Мотивация на консолидацию

17 декабря 2012, 00:00
  Сибирь

Сейчас в Сибирском федеральном округе реализуются сразу несколько крупномасштабных инфраструктурных проектов. На очереди, к примеру, возведение сразу трех мостов — через Обь, Томь и Енисей, закладывается первая линия метрополитена в Омске, реконструируется аэропорт Толмачево, продолжается строительство Богучанского алюминиевого завода. Развитие цементной отрасли напрямую связано с темпами роста строительства. Это основной отраслевой заказчик

Кроме обслуживания инфраструктурных проектов, цементники должны обеспечивать сырьем и строительство жилищное. За прошлый год по всему Сибирскому федеральному округу (СФО) было сдано в эксплуатацию около 7,185 млн кв. м жилья. Это значительно превышает предкризисные показатели. В 2011 году лидерами стали Омская и Иркутская области — здесь темпы строительства выросли на 19%. Что касается объемов строительства жилого фонда, то тут лидируют Новосибирская область, где сдано в эксплуатацию 1,48 млн кв. м жилья, и Кемеровская область с 1,08 млн кв. м. В Красноярском крае за 2011 год было сдано 1,05 млн кв. м жилья. Вместе с тем в 2012 году, несмотря на рост объемов ввода жилья по стране в целом, темпы роста жилищного строительства в СФО снизились. Сокращение жилищного строительства зафиксировано в восьми регионах округа, но был и прирост — в республиках Алтай, Бурятия, Тыва и Забайкальском крае. В Новосибирской области, республиках Бурятия и Тыва, Алтайском и Забайкальском крае объем строительных работ на душу населения в два и более раза уступает среднероссийскому, зато в Красноярском крае, Томской и Кемеровской областях этот показатель выше, чем в среднем по России. Поэтому делать вывод о кризисе на сибирском строительном рынке по меньшей мере преждевременно.

«Для всех регионов округа жилищное строительство — это основа роста конкурентоспособности и социальной привлекательности. Решение стратегической для Сибири задачи закрепления населения напрямую связано с темпами ввода жилья», — считает полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский. Сейчас главная задача страны — пополнить жилой фонд качественным и недорогим жильем, которого так не хватает. В 2012 году Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) начало работу над программой, удешевляющей квартиры экономкласса. Планируется запустить строительство жилья, цена которого будет ориентирована на уровень, установленный Министерством регионального развития. В год предполагается вводить дополнительно около 5 млн кв. м. Что это значит? Темпы строительства, несмотря на не слишком хорошие показатели года нынешнего, будут неуклонно расти. Поэтому цементная отрасль, благополучие и развитие которой напрямую связаны с ростом строительства, должна быть готова к увеличивающимся требованиям рынка.

Слабое звено

Строительный сезон 2012 года идет не совсем в рамках прогнозов, данных аналитиками до его начала. Сегодня по региону наблюдается снижение объемов строительства в Красноярском крае — на 27%, в Омской на 12,5%, в Иркутской области — на 25,4%. Пока заданные темпы держат Новосибирская и Кемеровская области. «Общий объем сданного жилья растет, но незначительно. В целом же производственная емкость рынка достигается за счет домов, которые находятся на первой стадии строительства — котлованов, первых этажей», — отмечает директор по развитию информационно-справочного портала nsk.net Сергей Николаев. Сдержанность строительного рынка отмечают и цементники. Но не смотря на этот фактор, темпы роста производства в цементной отрасли стабильны. «Мы ожидали, что в этом году темпы роста будут в рамках семи-девяти процентов, — отметил президент ОАО «Холдинговая компания «Сибирский цемент» Георг Клегер. — В первом полугодии темпы роста были выше 10 процентов». 7–9% — стабильный прирост, демонстрируемый «Сибирским цементом» в течение последних лет. «Желательные темпы роста строительного рынка — 10–15 процентов в год, что дает сопоставимый рост потребности в цементе», — отмечает руководитель интернет-журнала о цементе Руцем.ру и отраслевого портала цемент.ру Юрий Ерокин. Ведущие производители цемента должны быть готовы выдерживать такие объемы.

Сегодня в Сибири потребляется практически весь произведенный здесь же цемент (в 2011 году около 6 млн тонн при производстве в 7,64 млн тонн). Прогнозируемая емкость сибирского рынка в 2012 году — 6,6–6,7 млн тонн цемента, что на 7–9% выше, чем в 2011-м. Стоит отметить, что крупный региональный отраслевой игрок «Сибирский цемент», используя мощности только своих действующих заводов, в состоянии удовлетворить 100% спроса регионального рынка (см. «Не слишком опасная монополия» в «Эксперте-Сибирь» № 12 за 2012 год). Пока это не требуется, но потенциал в запасе у холдинга есть. И если рынок сбыта вырастет (а это, по прогнозам аналитиков, лишь вопрос времени), это не будет неожиданностью для сибирских цементников.

На цементный рынок давит еще один фактор — так называемая сезонность спроса. «В Сибири она примерно один к четырем — зимой продается в четыре раза меньше, чем летом. В октябре-ноябре, когда, в принципе, еще можно строить, спрос падает. Если летом «Топкинский цемент» продает 350 тысяч тонн в месяц, то зимой — меньше 100 тысяч тонн», — говорит президент «Сибцема». Несмотря на то что понятие «сезонность» появилось только в эпоху новой рыночной экономики и используется в качестве удобного способа закамуфлировать определенные изъяны механизмов строительного производства (см. «Мы теряем компетенцию» в «Эксперте-Сибирь» № 47 за 2012 год), для цементной отрасли «сезонность» стала настоящим испытанием, так как «потребность в цементе у строителей зимой сокращается в 2,5–3 раза», — отмечает технический директор СМПРО Владимир Жарко.

Где сила?

Подобная конъюнктура складывается далеко не в пользу наращивания капитало­емкости цементного рынка, а следовательно, откладывается или замедляется модернизация устаревших производств. Большинство цементных заводов в России построено 50–60 лет назад. Средний износ оборудования, по оценкам специалистов из СМПро, составляет 68%, по данным предприятий около 40. «Но это обусловлено некоторыми нюансами — к примеру: старая линия по производству цемента по остаточной стоимости близка по цене со стоимостью одного нового карьерного экскаватора», — говорит Юрий Ерокин.

Цементная промышленность — очень капиталоемкий сектор со множеством специфических факторов. Так, у объектов цементного производства непривычно долгий срок экономической службы. К примеру, Ангарский цементно-горный комбинат был основан на оборудовании цементного завода, вывезенном из Германии после войны. Значительная часть технического оснащения завода работает с тех самых пор. Однако это не мешает предприятию функционировать и праздновать в этом году 55-летие успешной работы.

Цементники не строят новые заводы, потому что строительство нового комплекса занимает в среднем до 5 лет и требует 300 млрд рублей для своего развития, что эквивалентно приблизительно трехлетнему товарообороту. Гораздо перспективнее и выгоднее модернизировать уже имеющееся оборудование, чем на пустом месте возводить новое предприятие. Но без господдержки даже это осуществить непросто. Нужны крупные кредиты с низкой процентной ставкой. Поэтому конкуренция на цементном рынке идет между солидными игроками — у мелких производителей нет сил, средств и возможностей модернизировать свои предприятия, чтобы соответствовать современным стандартам качества продукции и экологичности производства. Поэтому цементный рынок — поле деятельности немногих крупных игроков.

«Отдельно взятому заводу (а сегодня подобных предприятий остались единицы в России) серьезно решать задачи модернизации и тем более изменять технологии на производстве — практически нереально. Сегодня банки длинных кредитов практически не дают. А в счет своей прибыли сделать такие инвестиции тяжело даже потому, что стоимость оборудования высокая, к тому же оно не российское, а импортное, как правило, из Германии, Дании. Поэтому с этой точки зрения укрупнение цементных предприятий вполне логично. Поскольку ни от государства, ни от банков собственники существенной поддержки не имеют», — отмечает главный инженер СибНИИПроект­Цемент Дмитрий Коробков.

Кроме консолидации как одной из мер усиления своих рыночных позиций, цементный бизнес связывает свое будущее с крупными промышленными и инфраструктурными проектами, поскольку они требуют гораздо более значительных объемов цемента, чем тот же жилищный рынок. К примеру, рост может начаться с развитием добывающей и перерабатывающих отраслей. Так, для одной нефтяной скважины на Ванкоре необходимо 100 тыс. тонн цемента, тогда как для строительства 1,1 млн кв. м жилья в Кузбассе требуется всего 250 тыс. тонн. Кроме нефтянки, крупные объемы цемента потребуются на возведение различных инфраструктурных объектов, в том числе строительство окружных дорог, тем более что власть неоднократно заявляла о своих намерениях в этой области.

Однако аналитики довольно скептически относятся к перспективам масштабного дорожного строительства. «Намерение строить дороги из цемента вряд ли существенно скажется на положении цементников СФО. Во-первых, потому что у нас проходит весьма значительное время от выдвижения идеи до ее реализации, то есть вряд ли эффект будет заметен уже в этом году. Во-вторых, сами дороги у нас строятся очень медленно, а значит, и закупки цемента будут сильно растянуты по времени, что сгладит статистику, и нельзя будет точно определить, сколько процентов прибавки производства дала инициатива властей. В-третьих, не все дороги будут строиться с использованием цемента, не исключено, что часть дорог — с использованием традиционных и новых материалов дорожного строительства. Тем не менее данная инициатива властей в долгосрочной перспективе способна оказать серьезную поддержку цементной отрасли, особенно в условиях возможных экономических потрясений, когда объемы жилищного и коммерческого строительства сокращаются, а инфраструктурные проекты продолжают реализовываться», — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. В принципе, подобным образом можно выразиться и о других потенциальных индустриальных объектах в регионе — теоретически все понимают, что для качественного развития Сибири необходимо создание уникальных инфраструктурных и промышленных проектов, к примеру, кластеров, направленных на глубокую переработку сырья (см. Специальный проект «Активные инвестиции»), но для практической реализации идеи нужна последовательная государственная политика.