Набережная для инвесторов

Русский бизнес
Москва, 13.05.2013
«Эксперт Сибирь» №19 (374)
Проект «Томские набережные» должен не только изменить лицо старинного города, но и задать линию его развития минимум на полвека вперед

Концепция «Томские набережные» сложилась как проект комплексного опережающего развития территории в границах реки Томи и пересекающей Томск реки Ушайки, центрального проспекта Ленина и Лагерного сада — места основного въезда в город с федеральной трассы. На этом участке, образовавшемся вследствие изменения русла Томи, региональная власть намерена ввести в оборот 420 гектаров земли, на которых разместятся университетский кампус, деловая, природная, историческая и развлекательная зоны.

Сейчас в городе есть три набережных — благоустроенные кусочки Ушайки и Томи на площади Ленина и природный парк в Лагерном саду. Но все они по тем или иным причинам кажутся короткими и незавершенными. Новый проект представляет собой не просто набережную для прогулок, а целый комплекс мероприятий по изменению береговой линии и превращения этой территории не только в прогулочную часть, но и в новый деловой и научно-образователь­ный центр города.

Идея создания такого центра давно витала в воздухе. В дни недавнего Х Красноярского экономического форума делегация Томской области ознакомилась с оформлением и застройкой набережной Енисея, чтобы использовать опыт Красноярска при реализации проекта «Томские набережные». «Город, стоящий на реке, не может не заниматься набережными. Красноярская набережная всегда славилась, ее сделали еще в Советском Союзе. И сюда большие деньги вложили за последние годы. Мы посмотрели вместе с мэрией и убедились в том, что это, во-первых, нам действительно по плечу. Во-вторых, это затраты, которые окупаются, — отметил тогда губернатор Томской области Сергей Жвачкин. — В Томске можно сделать набережную так, что она станет его сердцем, центром притяжения для томичей. Особенно с учетом того, что город молодежный».

Научный подход

По мнению томского губернатора, новый проект задаст тон развития города на пятьдесят, а то и на сто лет вперед. Идеология и философия этого процесса уже сформулирована в утвержденной правительством России концепции «ИНО-Томск’2020». Согласно ей, в Томске формируется федеральный центр образования, исследований и разработок, и проект «Томские набережные» способен существенно усилить эффект от «ИНО-Томска».

«Очевидно, что самый развитый кластер, который сегодня есть в Томске, — это кластер образования, — говорит заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Алексей Князев. — Однако у него есть ряд проблем. Большинство студенческих общежитий построено в 1960-е годы и уже не удовлетворяет условиям для мест массового проживания. Около трех тысяч студентов либо вынуждены, либо по собственному желанию снимают коммерческое жилье. Разговор о межвузовском кампусе начинали и двадцать, и пять лет назад. В конце концов этот вопрос был включен в концепцию «ИНО-Томск’2020» и, в связи с проектом «Томские набережные», наверное, впервые может быть реально решен. Потому что территория будущей набережной Томска в большей степени связана с нашим научно-образовательным комплексом. Четыре томских вуза находятся в этом районе. И общежития, и учебные корпуса находятся на территории «Томских набережных» уже сегодня. Поэтому реализация этого проекта серьезно повлияет на развитие нашего научно-образовательного комплекса».

Каким образом обустройство новой территории может помочь томскому образованию, в основном понятно и теперь. Например, реализация такого проекта совместно с вузами может служить довольно красноречивым аргументом и инструментом для поддержки томских вузов как потенциальных субъектов ТОП-100 мировых университетских рейтингов. Как известно, вскоре должен начаться федеральный отбор вузов на конкурсной основе, победители которого получат от правительства серьезное финансирование, чтобы попробовать попасть в ТОП. Благодаря проекту «Томские набережные» томские вузы могут претендовать на получение части этого финансирования. И, наконец, проект дает возможность еще раз форсировать процесс интеграции консорциума вузов и научных организаций, что повлечет усиление статуса томского образования.

«Руководство Томского государственного университета (ТГУ) инициировало обсуждение стратегического развития вуза, территориального в том числе, на ближайшие десять лет, — отмечает первый проректор ТГУ Эдуард Галажинский. — Мы сделали первый шаг — пригласили три группы архитекторов из Сибирской лаборатории урбанистики, группу российского союза архитекторов и группу французских архитекторов, которые планировали Сколково. И такая мощная команда работала над анализом территориального развития университета. Оказалось у нас есть несколько интересных идей, которые созвучны «Томским набережным». Скажем, об исторической оси, которая была заложена отцами-основателями ТГУ при проектировании университетского корпуса. Еще один момент — научно-образовательный комплекс должен быть интегрирован в городскую среду. Например, тот же кампус по сути — одна из форм такой интеграции. У нас так исторически сложилось, что Томск — это город-университет. И в этих обстоятельствах городское пространство должно быть организовано соответственно. Среда должна быть так выстроена, чтобы она превращала город в университет с пешими маршрутами, транспортной схемой, с общественным пространством. Наконец, выделилась кольцевая рекреационная зона, появились предложения по объектам, которые могли бы быть межвузовскими. В рамках форума INNOVUS будет представлен мастер-план развития территории университета, открытого городу. Сейчас под эту задачу ищутся решения».

Собственно, намерения вузов теснее интегрировать науку и образование с городской средой ничуть не расходятся с видением функций новой территории у томских властей. Губернатор готов прислушаться к мнению вузов относительно перспектив развития планируемой зоны и объединения университетских объектов. И все же, какой бы ни была идеология заполнения «Томских набережных», существует и более приземленный уровень — собственно строительный. Например, чтобы проект состоялся, городу, прежде всего, необходимо построить дамбу на Томи. А это уже другая история, не требующая длительных диспутов.

Деловой подход

Еще в 2008–2009 годах по заказу мэрии Томска был разработан проект планировки улицы Московский тракт — одной из ключевых в нынешнем проекте «Томские набережные». В рамках этой работы были закреплены территории вузов, рекреационные зоны, отмечена необходимость переноса дамбы и строительства нового микрорайона. Также существует проект планировки и обустройства двух озер — Мавлюкеевского и Университетского, — которые находятся на территории предполагаемой застройки. На федеральные средства экологи очистили дно и берега озер. Позже в воду Мавлюкеевского выпустили 500 кг карасей и по 50 экземпляров толстолобиков и белого амура. На полное обустройство водоемов требуется не менее 60 млн рублей. Их пока нет, но все проведенные проектные работы актуальны и сегодня, поэтому их передали нынешним разработчикам набережной — специалистам ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор».

«Так уж получилось, что Татарская слобода (исторический район на территории проекта «Томские набережные» — Ред.) оказалась на отшибе центра. Там нет ни одной современной инженерной сети: ни водоснабжения, ни канализации, ни ливневки, ни тепловых сетей, — делится еще одной проблемой первый заместитель мэра Томска Евгений Паршуто. — Но земли в городе больше нет. Сотка земли в центре города стоит миллион рублей. Она дорогая даже по столичным меркам. Для того чтобы имеющийся центр истории Томска реконструировать, нужны инвестиции. Поэтому появление на свободной территории новых сооружений позволит протянуть туда коммуникации, но не за счет бюджета, а за счет инвесторов, которые зайдут на эту территорию».

Собственно, первый шаг в реализации еще не до конца оформленной идеи уже сделала областная власть, заручившись поддержкой проекта «Томские набережные» на федеральном уровне. Помощь будет очень кстати, поскольку, лишь по самым скромным оценкам, проект может обойтись в сумму не менее 100 млрд рублей. «Томские набережные» планируется включить в ряд федеральных целевых программ. В Министерстве регионального развития уже обсудили необходимые для этого шаги. Например, региональная администрация должна разработать проектно-сметную документацию для включения работ по укреплению берега в федеральную программу по развитию водохозяйственного комплекса. О готовности проводить берегоукрепительные работы на Томи заявила «Северная дноуглубительная компания», которая выполняла аналогичные задачи в Санкт-Петербурге и в других северных городах России.

«Мы рассмотрели все возможности включения мероприятий проекта в государственные программы, подпрограммы, ФЦП различных министерств и ведомств, — говорит заместитель губернатора Томской области по инвестиционной политике и имущественным отношениям Юрий Гурдин. — Есть, например, программа Министерства природных ресурсов по укреплению берега реки. Мы рассмотрели вопрос смещения акцента этой программы на строительство дамбы. Точно так же есть программы по линии Министерства образования по строительству корпусов и общежитий. Она тоже будет работать на этот проект. В сущности, это новый подход, но авторами этого подхода являются азиатские государства. Китай, в частности, где возникла идея созданий зон опережающего развития. Идея проста — государство вкладывает средства в развитие инфраструктуры на территории, а потом туда заходит частный бизнес со своими проектами. В России существует более 270 таких зон, и мы там прописаны. «Томские набережные» — это часть зоны опережающего развития».

Юрий Гурдин отметил, что первоочередная задача проекта — построить дамбу, а затем обеспечить территорию инфраструктурой и наполнить ее бизнес-идеями. Вероятнее всего, строительство дамбы начнется не раньше середины 2014 года. Чуть позже будет завершено проектирование территории. Пока процесс находится в стадии разработки технического задания. «У нас, по сути, есть уникальная возможность. Более 400 гектаров земли сегодня наши, государственные, и ни у кого не надо спрашивать разрешение под застройку, — говорит Сергей Жвачкин. — Плюс под боком — гравийные месторождения, откуда мы возим гравий по всей Западной Сибири. Сама природа идет нам навстречу. Поэтому территория «Томских набережных» должна осваиваться — здесь должны быть и спортивно-оздоровительный центр, и даун-таун, и наука, и историческая часть. В этом направлении движутся все агломерации».   

У партнеров

    Реклама