Руками принтера

3D-технологии уверенно развиваются и занимают новые ниши — сегодня на принтерах можно напечатать практически все: от бытовых мелочей до имплантатов, а в будущем и донорских органов. Однако если это направление активно применяется в сфере промышленности и медицины, то производство 3D-объектов для частных лиц в России развито слабо. Почувствовав потребность и возможность реализоваться в этой отрасли, Игорь Красовский и Ирина Десятых создали компанию Prototypster — пока единственный в Сибири онлайн-сервис, работающий с заказами дизайнеров, архитекторов или просто желающих воплотить свои идеи в реальность.

Дома и куклы

Prototypster — онлайн-проект, пользователи которого могут загрузить на сайт свои 3D-модели, напечатать их и заказать доставку в любую точку мира. Идея проекта появилась два года назад в новосибирской компании LOGEEKs, которая специализируется в области промышленного дизайна, проектирования, прототипирования и производства новых продуктов для бизнеса. Однако если LOGEEKs работает в сегменте B2B, то Prototypster создавался для рынка B2C. «Это более открытый проект, позволяющий каждому воплотить свои идеи в жизнь. Мы помогаем людям использовать передовые технологии уже сегодня, сейчас. Прообразами создания проекта послужили западные сервисы трехмерной печати, потому что там эта сфера стала развиваться раньше, и общество уже успело привыкнуть к возможностям промышленных 3D-принтеров. Мы решили быть первооткрывателями на российском рынке. Проект был создан в Новосибирске, но стал первым сервисом в России с такой технологической базой. Мы абсолютно уверены в том, что никто из игроков этого рынка сегодня не обладает подобным парком 3D-принтеров в сочетании с полным набором компетенций и технологий, необходимых для реализации отдельной идеи в законченный продукт», — заверяет менеджер проекта Ирина Десятых. В полную силу сервис заработал в ноябре 2013 года.

Процесс создания 3D-модели состоит из нескольких этапов. Пользователь загружает свою модель на сайт, выбирает материал (всего на сайте их 15), задает параметры печати и просматривает будущую модель. После чего загруженный файл проходит проверку в онлайн-редакторе, который самостоятельно исправляет мелкие недочеты, а в случае крупных сообщает об ошибках заказчику. Если модель проходит проверку, клиент может оформить заказ и оплатить счет удобным для себя способом. Затем заказ видят в компании, его еще раз проверяет сотрудник и передает на 3D-печать. В завершение полученное изделие проходит постобработку и отправляется заказчику. Кроме того, автор 3D-модели может не только сделать заказ для себя, но и выставить свою модель на продажу в онлайн-магазине Prototypster.

«Сейчас мы много сотрудничаем с архитекторами — печатаем макеты. Раньше создание макетов зданий требовало тонкого ручного труда и много времени, а теперь, с трехмерной печатью, это стало проще. В какой-то степени неожиданными заказчиками для нас сделались художники по шарнирным куклам, так называемое BJD-направление. Традиционно они изготавливаются с помощью полиуретановых отливок, но для создания единичных, коллекционных кукол этот путь слишком трудозатратен и дорог. 3D-моделирование и печать являются прекрасной альтернативой в таком деле», — поясняет Ирина и добавляет, что помимо этого компания печатает сувенирную продукцию для корпоративных клиентов, а также недавно открыла новый проект — Memetoo — любой желающий может получить свою миниатюрную фигурку из многоцветного гипса. «Memetoo стал одним из способов применения наших ресурсов. При этом мы можем задействовать еще одну современную технологию — 3D-сканирование», — рассказывает Ирина.

Отлить в золоте

Сегодня Prototypster имеет в своем распоряжении три принтера, два из которых могут работать с различными материалами, а третий позволяет выполнять полноцветную печать на основе композитного материала, близкого по свойствам к знакомому всем гипсу. Все эти технологии отличаются стоимостью и свойствами — некоторые материалы подходят больше для промышленных прототипов, другие — для создания декоративных вещей и демонстрационных образцов. «Некоторое время назад мы закупили новое 3D-оборудование, которое позволит нам производить модели из алюминия, стали, титана и ряда других сплавов и металлов. На нашем сайте предлагается печать из драгметаллов — золота, серебра, бронзы, но так как это не относится непосредственно к 3D-печати, мы можем сделать заготовку, например, украшения из воска или фотополимера. Мы работаем по следующей схеме: «выращиваем» заготовки и передаем их на отливку ювелиру. Нельзя сказать, что мы полностью погружаемся в ювелирное дело, скорее мы предоставляем новую опцию для заказчиков. Клиент может смоделировать кольцо, выбрать все его характеристики. Мы принимаем заказ, печатаем заготовку, передаем ювелиру, а потом отправляем готовый продукт заказчику», — объясняет менеджер проекта. Оборудование из актива Prototypster ничего общего не имеет с «настольными» 3D-принтерами — ключевые отличия в непревзойденной точности промышленных машин, в широком спектре материалов, в самих технологиях печати.

Соперников нет

Основатели Prototypster уверены, что конкурентов у них нет, причем не только в Сибири, но и в России. «Наше преимущество в том, что никто из других игроков рынка 3D-печати в стране не имеет своего оборудования — они просто принимают заказы, передают их другим компаниям, а потом пересылают заказчику — то есть выступают просто связующим звеном. Хотя наши принтеры — это технологические мощности LOGEEKs, но мы — детище этой компании, и у нас очень тесные отношения», — улыбается Ирина. Основной массив заказов сервиса поступает из европейской части страны, заметили в Prototypster и объяснили это тем, что первое знакомство с технологиями произошло именно там. «В Сибири есть проекты, которые занимаются 3D-печатью на заказ, но они делают это на «настольных» 3D-принтерах и поэтому не соперники нам. Скорее они помогают раскачивать этот рынок. Также есть предприятия, которые приобретали отдельные промышленные принтеры для реализации своих внутренних задач, но чтобы запустить проект, аналогичный нашему, нужен профессио­нальный опыт работы в прототипировании. Если даже вы купите 3D-принтер, это не обеспечит вам и доли того, чем мы занимаемся сегодня. Здесь задействована не просто техника, а несколько факторов — от глубокого понимания потребностей потребителей до узкоспециализированных компетенций», — комментирует Ирина Десятых.

Из-за того, что бизнес является довольно специфическим и направлен на узкий круг потребителей, выстроить правильную рекламную кампанию и найти каналы продвижения было непросто. Как признается Ирина, первый год существования сервиса был посвящен «пиар-экспериментам». Компания использовала сразу несколько каналов продвижения — участвовала во внешних мероприятиях и тематических выставках, проводила конкурсы в интернете среди 3D-модельеров, спонсировала образовательные проекты, рассказывала о себе в соцсетях, пробовала контекстную рекламу и CEO.

Калькулятор

Стартовые вложения руководство компании оценивает в три миллиона руб­лей. Эти деньги были распределены на создание сайта, разработку программы, которая будет проверять модели, и продвижение. Если говорить про оценку заказа, то но сайте представлены цены за один кубический сантиметр материала, что позволяет в итоге оценить каждую модель по объему. Плюс есть базовая стоимость — от 220 руб­лей на заказы из гипса до 1 300 руб­лей на модели из золота. Эта сумма включает работу 3D-модельера компании и пост-обработку — модель очищается от не­использованного материала и в зависимости от пожеланий заказчика шлифуется, красится. Окончательная стоимость модели включает: реальное количество материала, используемого для изготовления модели (цена за 1 кубический сантиметр, помноженная на объем модели); дополнительная обработка поверхности (шлифовка/покраска); упаковка модели для отправки. Также дополнительную плату могут взять за 3D-моделирование — если вы хотите изготовить модель по наброску или описанию, но не можете создать ее самостоятельно в программе для моделирования.

Самый дешевый материал, который используют в компании, — многоцветный гипс (49,5 руб­лей за кубический сантиметр), самый дорогой — золото (желтое стоит 24 680 руб­лей за кубический сантиметр, золото 750 пробы — 43 050 руб­лей за кубический сантиметр). «Надо понимать, что обычное золотое колечко требует значительно меньше кубического сантиметра материала, поэтому цен пугаться не стоит, — смеется Ирина Десятых. — Наш сервис ориентирован на дизайнеров, и в среднем модели стоят около трех тысяч руб­лей, если мы говорим о прототипировании из пластика».

Стоимость оборудования промышленных принтеров, подобных тем, что используются в Prototypster, сегодня составляет около 100 млн руб­лей, включая 3D-прин­тер для печати металлами. Самый дешевый на рынке — принтер для печати фотополимером, самый дорогой — печатающий металлами.

В связи с колебанием доллара и тем, что все оборудование и все материалы покупаются за рубежом, компания была вынуждена дважды поднять цены — в целом на 60–70% с момента старта. «Мы надеемся, что ситуация стабилизируется, и мы сможем избежать значительного роста цен. Благодаря тому, что у нас свое оборудование для 3D-печати, мы можем регулировать цены. Пока наши цены — самые низкие в стране», — уверена Ирина. Сейчас компания выполняет около 120 заказов в месяц, но они очень разные — от корпуса ручки до больших макетов. Время выполнения зависит от материала — указанные на сайте сроки колеблются от трех до 16 рабочих дней.

Сроки окупаемости проекта оцениваются в два года — результаты должны быть видны к концу 2015, надеется Ирина Десятых. Однако это касается только трехмиллионных вложений. Технику покупала компания LOGEEKs в разное время, поэтому большая часть вложений себя уже оправдала. Последнее приобретение — 3D-прин­тер, работающий с металлами (стоимость больше 70 млн руб­лей), — окупится примерно за три–четыре года. «Пока мы активно растем — каждый квартал прибавляем 30–40 процентов», — уточняет она.

Планы

Менеджер компании признает, что Запад в отношении 3D-технологий шагнул далеко, но даже там до сих пор ищут новые способы их применения. Сегодня Prototypster работает над созданием специальных приложений с интуитивно понятным интерфейсом, с которыми каждый пользователь, даже ребенок, сможет создать 3D-модель парой движений по экрану смартфона или планшета и заказать ее печать в компании.