То был прекрасный год

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
10 ноября 2008, 00:00   Юг

2007 год запомнится успехом, который в ближайшие два-три года крупнейшим компаниям юга России массово повторить не удастся. А некоторым, возможно, не удастся никогда

Сегодня, конечно, итоги развития крупнейших компаний Юга в 2007 году воспринимаются уже как состояние дел перед кризисом. Это действительно был год, внушавший надежды, — прирост выручки крупнейших компаний на уровне 46,5% тому подтверждением. В этом году развитие экономики ЮФО определяли два чётко выраженных вектора  — промышленность и сервис, но в целом 2007 год прошёл с перевесом сервиса. С одной стороны, это направление опирается на выполнение регионом транзитной функции, усиление которой сказывается на уровне оптовой торговли, с другой — на усиление потребительской активности, позволяющей быстро расти рознице. Промышленность более сдержанна в своём росте.

Оставляя для отдельного материала тему переживания кризиса ключевыми для рейтинга лидеров отраслями (см. таблицу 5), сосредоточимся на главных характеристиках вклада крупнейших в экономику Юга.

Расширение списка

Рейтинг крупнейших компаний Юга составляется нами во второй раз. В прошлом году он состоял из 150 названий(см. «Экономика примитивного сервиса», «Эксперт ЮГ», № 4 2007 год). Для начала это было очень неплохо, учитывая, что сбором данных о предприятиях ЮФО и их рейтингованием вообще никто в постсоветской истории систематически не занимался. Между тем, округ в прошлом году оказался в перекрестье мирового внимания — и наблюдателям всех уровней стало очевидно, что знания о компаниях нашего региона весьма фрагментарны. После публикации предыдущего рейтинга представители бизнеса нам говорили, что перед ними, по сути, возник первый абрис открытой региональной экономики.

В этом году мы попытались существенно доработать рейтинг. Прежде всего, его состав увеличен до 250 компаний. При таком расширении всегда есть опасность, что в числе крупнейших могут оказаться чуть ли не местные автозаправки — это означало бы, что не надо искать крупный бизнес там, где его нет. На юге России, однако, ситуация иная. Если год назад минимальная выручка компании, попавшей в рейтинг, составляла 1,74 млрд рублей, то в этом году она находится на уровне 1,65 млрд — то есть снижение планки, несмотря на расширение списка, минимальное.

На первый взгляд, можно подумать, что новые сто компаний — это абсолютный прирост рейтинга по выручке. Это не так. Хотя темпы развития крупнейших компаний в 2007 году действительно были внушительными, что повлияло на уровень нижней планки выручки, тем не менее, нам удалось увеличить список за счёт тех компаний, данных о деятельности которых год назад мы не имели вовсе.

Последние два года фиксируют перелом в развитии экономики Юга — он заключается в обретении темпов развития, опережающих среднероссийские

Мы смогли расширить рейтинг, поскольку, во-первых, нам удалось найти данные о масштабах деятельности на Юге ряда дочерних предприятий крупного бизнеса. Во-вторых, подоспело информационное пополнение в виде анкет, заполненных компаниями, ранее в рейтинге не присутствовавшими. В результате заметно изменилась даже первая десятка списка — в ней появились структура «ЛУКОЙЛа», «Тандер» (сеть «Магнит»), группа «Юг Руси».

Главное — динамика

Темпы прироста совокупной выручки 250 крупнейших компаний Юга в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, составили 46,66%. Это очень высокий показатель! Среднее значение темпов прироста по компаниям рейтинга — 40,2%.

Для сравнения: выручка 400 крупнейших российских компаний за прошедший год, согласно рейтингу «Эксперт-400», увеличилась всего на 24,4%. В Сибири прирост выручки четырёхсот крупнейших региональных предприятий отмечен на уровне 20,4%. Крупнейшие 250 предприятий Северо-Западного округа в прошлом году увеличили выручку более чем на четверть, что тоже существенно ниже, чем на Юге. При этом годом ранее крупнейшие компании ЮФО показывали динамику на уровне 19,7%, отставая от темпов развития российских лидеров (26,5% по результатам 2006 года). Последние два года фиксируют перелом в развитии экономики Юга — он заключается в обретении темпов развития, опережающих среднероссийские.

В основном этот рост обеспечивается торговлей (оптовой и розничной), оборот которой вырос более чем на 68% (средний темп прироста при этом составил 60,66% у оптовой и 68,71 у розничной). Средние темпы развития промышленности — 35,75%.

Промышленность и оптовая торговля производят 43,14% и 27,55% выручки крупнейших компаний Юга соответственно. Особенность экономики ЮФО — в сравнительно низкой доле промышленности. К примеру, в рейтинге 250 крупнейших компаний Северо-Западного округа доля промышленности составляет около 62% общей выручки, а на оптовую торговлю приходится приблизительно 7%. Высокая доля торговли подчёркивает сервисный характер экономики Юга.

Если анализировать динамику подотраслей промышленности, то абсолютным лидером является энергетика, выросшая более чем на 88%. Однако эти успехи в значительной своей части не носят «южного» характера — они обеспечены реструктуризацией энергетической отрасли страны. Например, для ОГК-6, выросшей за отчётный период на 283,14%, прошедший 2007 год был первым годом работы в качестве полноценной операционной компании. То же самое верно и в отношении ОГК-2.

На втором после энергетики — а де-факто на первом — месте с показателем средних темпов прироста 62,59% находится промышленность строительных материалов, оперативно отреагировавшая на резкий внутренний рост спроса, подстёгиваемый реализацией в округе многочисленных инвестиционных проектов и масштабными планами развития региона. Впрочем, эту динамику в прошлом году в значительной степени обеспечивал серьёзный рост цен на стройматериалы. Наверняка по итогам года нынешнего, когда полгода ценового роста окажутся компенсированы обвалом во втором полугодии, ситуация будет совсем иной. Лидером в промышленности стройматериалов на Юге является Волгоградский завод ЖБИ № 1, увеличивший выручку более чем в три раза. Солидный прирост и у «Новоросцемента» — больше 100%.

Всё та же реализация инвестиционных проектов обеспечила значительный рост в минувшем году и в строительстве (в рейтинге представленном 17 предприятиями). В среднем предприятия этой отрасли увеличили свои доходы более чем на треть. Выручка транспортных предприятий за прошедший год тоже значительно увеличилась — на 17,9% (средний темп прироста при этом составил 10,55%). Темп прироста выручки транспорта, например, среди крупнейших в Северо-Западном округе несколько скромнее — 16,3%. Во многом этот рост на Юге обеспечили организации, занятые обслуживанием потоков нефти, нефтепродуктов и газа. Отчасти он поддерживается и спросом со стороны всё тех же инвестиционных проектов в целом и подготовки к Олимпиаде в частности. В ближайшие пять лет значимость этого центра прироста выручки будет значительно возрастать, а отрасль в целом сможет претендовать, наравне со строительством и производством строительных материалов, на роль лидера по темпам роста.

Прибыль и рентабельность

По итогам 2007 года объём реализации 250 крупнейших предприятий ЮФО превысил полтора триллиона рублей, их суммарная чистая прибыль оказалась свыше ста миллиардов рублей — при этом за год её объём вырос на 70%.

Двадцать три компании по итогам 2007 года создали чистую прибыль более миллиарда каждая. Лидирует здесь первая фирма основного рейтинга по объёму реализации «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» с показателем 12,595 млрд рублей. С отрывом более чем в пять с половиной миллиардов за нею следует «Мобиком-Кавказ», представляя телекоммуникации и связь. Тройку лидеров замыкает транспортный «Каспийский трубопроводный консорциум-Р», чистая прибыль которого превысила 6,5 млрд рублей (см. таб­лицу 3).

Из 250 крупнейших компаний Юга по итогам 2007 года 21 получила отрицательную чистую прибыль, то есть понесла убытки. Эти компании формируют почти 6% совокупного объёма реализации. В прошлогоднем рейтинге доля убыточных компаний составляла 13%.

По показателю средней отраслевой рентабельности (рассчитанному как отношение чистой прибыли к выручке) впереди всех цветная металлургия и промышленность строительных материалов с показателями 29,8 и 28,5% соответственно. В то же время в десятке наиболее рентабельных присутствуют четыре транспортные компании: «Нафтатранс» (63,67%), Туапсинский морской торговый порт (43,75%), «Новошип» (39,6%) и «Каспийский трубопроводный консорциум-Р» (35,87%). Высокий уровень рентабельности отмечен у предприятий отрасли телекоммуникации и связи — 21,8%. Для сравнения: у представителей сырьевого сектора, нефтяной и нефтегазовой промышленности этот же показатель в два раза ниже — 10,9%.

Оптовая и розничная торговля, создающие вместе 36,75% совокупной выручки крупнейших, работают с крайне низкой рентабельностью — 1,3% и 1,9% соответственно. Влияние текущего кризиса на торговые компании будет, вероятно, весьма значительным, так что сложно прогнозировать рост их рентабельности по итогам будущего года.

Новички и регионы

Весьма высокими являются показатели концентрации крупного бизнеса на Юге (см. график). Первые 25 компаний рейтинга формируют свыше 46% совокупного объёма реализации, в то время как последние 25 — менее 3%. Примерно такой же уровень концентрации крупного бизнеса отмечен и в Северо-Западном округе.

Немаловажной характеристикой нынешнего рейтинга крупнейших является значительное количество новичков. Это те компании, которые появились только в 2007 году и сразу же попали в топ-лист. Таких феноменальных результатов добились 10 компаний. Ещё 15 в 2006 году показывали незначительную для крупнейших выручку — до 400 миллионов, то есть были даже не средним бизнесом, а малыми фирмами. Такие результаты в большинстве случаев связаны с формированием структуры компании, началом операционной деятельности, что и отразилось на показателях выручки.

Лидером как по количеству компаний в рейтинге (82 компании), так и по создаваемой доле выручки (35,27%) стал Краснодарский край с показателем более полумиллиарда рублей (см. таблицу 4). Вполне ожидаемо за ним следует Ростовская область, представленная 72 компаниями, создающими почти 26% совокупного объёма реализации, или 398,5 млрд рублей. Вместе с Волгоградской областью и Ставропольским краем эти субъекты создают 93% объёма реализации крупнейших компаний ЮФО. На долю каждого из ещё семи субъектов южного региона приходится не более процента совокупного показателя, а Ингушетия в рейтинге вообще не представлена. Такое распределение по территориям вполне коррелирует с общим уровнем социально-экономического развития внутри ЮФО. В то же время по показателю «средняя выручка на одну компанию» лидирует Астраханская область, представленная всего пятью фирмами — более 10 млн рублей на одну компанию. За ней со значительным разрывом следует Волгоградская область и только затем Краснодарский край. Вряд ли в ближайшее время региональная структура рейтинга претерпит заметные изменения.