Газели над пропастью

Развитие региональной экономики во многом черпает свою динамику из сверхбыстрого роста нескольких десятков компаний. Их список ежегодно меняется, а их функции в экономике ЮФО остаются неизменными. Изучение опыта этих компаний — лучшая помощь при разработке антикризисных программ

Успех наиболее динамично развивающихся компаний — так называемых «газелей» — как правило, не связан только с конъюнктурной составляющей. Для того, чтобы на протяжении нескольких лет стабильно наращивать обороты, получая вдобавок прибыль, одного этого фактора недостаточно. Успешность «газелей» связана прежде всего с эффективным менеджментом, которому присущ стратегический образ мышления с формализацией бизнес-процессов.

Безусловно, нынешний кризис придаёт публикуемому рейтингу южных «газелей» временный характер — уже через год в нём будет много новичков. Однако не забудем, что «газели» отличаются повышенной выживаемостью. Из 59 компаний, вошедших в наш рейтинг, 32 — более половины — пережили кризис 1998 года. Так что их опыт и накопленные компетенции послужат мощным конкурентным преимуществом.

Как мы считали

Второе исследование южных «газелей» отличается от прошлогоднего, когда мы составляли рейтинг самых динамичных предприятий южнороссийского среднего бизнеса (см. «Вторая смена на подходе», «Эксперт ЮГ» № 25 за 2008 г.), опираясь на действующие законодательные разграничения крупных, средних и малых предприятий. В этом году мы средним бизнесом не ограничивались — нашей задачей было определить круг предприятий, оказывающих максимальное воздействие на динамику экономического развития ЮФО. За основу расчётов была взята база данных Росстата. В этой базе насчитывалось 1759 предприятий, зарегистрированных в Южном округе, объём выручки которых по итогам 2007 года был не ниже 300 млн рублей. Рассматривались показатели за последнюю пятилетку. Информацией по итогам 2008 года, к сожалению, статистические органы пока не располагают.

Из общего списка на первом этапе поиска были удалены предприятия нерыночного типа (МУПы и ГУПы), а также структуры оборонно-промышленного комплекса, ликвидационные компании, благотворительные фонды и т. д. На втором этапе отсеяны компании, работающие менее 6 лет. На третьем — те, средние темпы прироста выручки которых за пять последних лет оказались ниже 30%. После этого в базе осталось 353 фирмы.

Затем мы перешли к анализу ежегодного прироста выручки оставшихся предприятий и удалили те, которые на протяжении анализируемого периода хотя бы раз опускались по этому показателю ниже 20%. Кстати, если бы такие темпы развития демонстрировала хотя бы половина компаний, южная экономика вполне могла бы претендовать на звание самой динамичной в стране. Но данный шаг в процедуре отбора был необходим для чистоты поиска «газелей». На протяжении года, двух, даже трёх лет показывать высокие темпы прироста выручки могут многие молодые компании. Зачастую на это влияют эффект низкого старта, периодичность составления отчётности, первоначальное налаживание контактов с контрагентами и т. д. Реализация ряда инвестпроектов также позволяет рассчитывать на подобные результаты. А вот демонстрировать ежегодный прирост в размере не ниже пятой части оборота на протяжении как минимум пятилетки дано не каждой компании. Такая динамика обеспечивается, как правило, целым рядом рукотворных факторов.

На следующем этапе были проанализированы показатели чистой прибыли оставшихся компаний. В качестве достаточного критерия устойчивого динамичного развития мы выбрали отсутствие убытков по этому показателю с 2003 по 2007 годы включительно либо их наличие в исключительно символическом размере.

В итоге осталось 59 компаний, которые и являются собственно «газелями». Это всего 3,4% от общего количества предприятий базы данных. Объём выручки всех «газелей» при этом составляет 8,9% совокупного объёма выручки всех предприятий базы. Вероятно, именно эти компании обеспечивают значительную часть устойчивой динамики развития региональной экономики. Показательным оказался и разброс объёмов выручки компаний-«газелей». По данным 2007 года, он колеблется от 405 млн рублей до почти что 90 млрд рублей!

Поле деятельности

Само наличие «газелей» — показатель привлекательности территории. Пока только 6 из 13 субъектов ЮФО обладают благоприятными условиями для их выращивания

Само наличие «газелей» — важный показатель инвестиционной привлекательности территории. Распределение южных «газелей» по регионам ЮФО неоднородно, как неоднородна и региональная экономика (см. график 1). Пока только шесть из тринадцати территорий Южного округа обладают благоприятными условиями для выращивания «газелей». Основной объём выручки (72%) достаточно предсказуемо формируют 24 наиболее динамично развивающиеся компании Краснодарского края. Такой перевес Кубани обеспечивает прежде всего сеть «Магнит». Следом идёт Ростовская область, представленная 22 предприятиями, на которые приходится 17,8% совокупного оборота. «Газели» из Ставропольского края и Волгоградской области формируют 4,6 и 4,1% общей выручки, Астраханская область и Адыгея вкладывают по 0,77 и 0,24%. В остальных субъектах округа «газелей» нет.

Как видно из графика 2, основная доля «газелей» сосредоточилась лишь в нескольких отраслях, которые никак не свидетельствуют о скорейшем развитии инновационного сектора или хотя бы о модернизации экономики. 74% общего оборота «газелей» на Юге формируют вместе оптовая и розничная торговли. Промышленность в основном представлена производством строительных материалов (11%), телекоммуникациями и связью (9%), и весьма незначительно — пищевой подотраслью (1%) и машиностроением (1%).

В отраслевой структуре рейтинга вызывает некоторые сомнения неприлично низкая доля строительных компаний. Вполне вероятно, что многие из работающих на этом поприще на самом деле являются «газелями», однако действующие в целом ряде компаний строительной отрасли принципы управления, ориентированные на оптимизацию налогообложения, не позволяют сложить из данных, представляемых в статистические органы, объективную картину. Нередко строительные компании управляются по принципу холдингов, разделённых на ряд предприятий, поэтому отследить и выявить динамичность структуры в целом без предоставления данных с её стороны практически невозможно.

Динамика объёмов

«Газели» отличаются повышенной выживаемостью. Из 59 компаний, вошедших в наш рейтинг, более половины пережили кризис 1998 года

Средний возраст южной «газели» составляет 10 с половиной лет. Согласно теории жизненного цикла предприятия, динамичное развитие соответствует двум стадиям — периоду создания и периоду собственно роста. На стадии роста нередко расширяется деятельность предприятия, определяются чёткие критерии позиционирования продукции на рынке, происходит поиск стратегических партнёров, захватывается доля рынка. Ценой таких достижений, как правило, становится невысокая прибыль. Наглядный тому пример — разброс значений этого показателя у наиболее динамично развивающихся компаний. Лидерами по чистой прибыли стали представители телекоммуникаций и связи, а также промышленности строительных материалов, а не компании розничной торговли, доминирующей среди «газелей» в отраслевом разрезе (см. таблицу 1). Наиболее успешные «газели», представители крупного бизнеса, своей деятельностью доказывают возможность длительного роста при высоких абсолютных показателях как выручки, так и прибыли. Например, занявшее первое место среди «газелей» по чистой прибыли ЗАО «Мобиком-Кавказ» по этому же показателю находится на втором месте среди 250 крупнейших компаний Юга, ОАО «Новоросцемент» занимает вторую и пятую строку в названных рейтингах соответственно, ОАО «Себряковцемент» принадлежат третье и восьмое места (см. «То был прекрасный год»,«Эксперт ЮГ» № 27 за 2008 г.).

А вот высоким уровнем рентабельности могут похвастаться лишь единицы наиболее динамично развивающихся предприятий (см. таблицу 2). Лидерами по этому показателю стали представители промышленности строительных материалов. Так, в 2007 году рентабельность ОАО «Новоросцемент» в 2,7 раза превышала доходность предприятий промышленности строительных материалов Южного округа, ОАО «Себряковцемент» — в 2,3 раза. При среднеотраслевом показателе рентабельности в машиностроении Юга на уровне 3,3% ЗАО «КОМЗ-Экспорт» сработало в 5,3 раза лучше, ОАО Майкопский редукторный завод «ЗАРЕМ» — в 4 раза. Высокий уровень доходности и у представителя розничной торговли — ООО «Фармацевтическая компания “Фарммедсервис”» — 12,71% против 2,31% в среднем по отрасли. И это расчёты по официально декларируемым данным! Впрочем, настолько солидные результаты по сравнению со среднеотраслевыми показывают немногие «газели». Есть и противоположные примеры. Например, у лидера по оборотам, ЗАО «Тандер», объём выручки по итогам 2007 года достиг почти 90 млрд рублей, а рентабельность зафиксирована на уровне 2,4%.

У большинства же «газелей» рентабельность невысока: у 44 из 59 этот показатель зафиксирован на уровне ниже 5%, при этом у 19 фирм она вообще символическая — ниже 1%. Как только компания переходит в фазу зрелости, о высокой динамике говорить не приходится, зато прибыль традиционно растёт.

Финансовые условия для роста

Помимо выручки и прибыли, особо важ­ным для понимания состояния дел в компаниях-«газелях» является анализ ряда иных финансовых показателей.

У южных «газелей» наблюдается практически синхронный рост основных средств и внеоборотных активов — в 6 раз за последние 5 лет (см. график 3). При этом доля основных средств во внеоборотных активах оставалась на одном и том же уровне на протяжении этих 5 лет при изменении абсолютных показателей. То есть внеоборотные активы наращивались не только за счёт вложений в основные средства, но почти в той же пропорции — и за счёт вложений в нематериальные активы, доходных вложений в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложений и др. Это может быть объяснено эффективной политикой формирования и использования капитала, проводимой «газелями».

Ситуация с кредиторской задолженностью предприятий заслуживает особого внимания. За последние 5 лет среднегодовой объём задолженности в абсолютном значении вырос более чем в 4 раза: с 6 млрд рублей в 2003 году до 25,6 млрд рублей в 2007 году. Однако большую значимость приобретает оценка относительного показателя — доли кредиторской задолженности в выручке компаний. И тут проявляется ещё одна немаловажная характеристика южных «газелей» — снижение кредитной зависимости, что видно из сокращения отношения кредиторской задолженности к выручке (см. график 5). Тенденция снижения доли заёмных средств вполне может свидетельствовать об усилении финансовой устойчивости динамично развивающихся предприятий. Для средней фирмы-«газели» в нашем рейтинге этот показатель вот уже несколько лет колеблется около уровня в 11%, хотя еще в 2003 году он составлял более 17%. Снизившаяся кредиторская зависимость выступает свое­образной подушкой безопасности, что особо актуально в условиях тотального дефицита ликвидности.

Иная ситуация складывается и с дебиторской задолженностью (см. график 4). Она росла как в абсолютном выражении, так и относительно оборота. Дебиторская задолженность, являясь высоколиквидным активом компании, обладает высоким риском. И если компания демонстрирует большой объём просроченной дебиторской задолженности, то это сразу сказывается на её финансовой устойчивости. С 2003 года дебиторская задолженность южных «газелей» выросла в абсолютных значениях в 7,4 раза, а её доля от выручки увеличилась с 6,8% в 2003 году до 9% в 2007 году. Такой рост дебиторской задолженности может свидетельствовать о том, что компании стали активнее использовать инструменты товарных ссуд для продвижения продукции и услуг. Кредитуя своих клиентов, «газели» фактически стали больше делиться с ними частью своего дохода. Возможно, это выступает одним из элементов их стратегии развития или даже необходимым условием активного наращивания оборотов.

Наверняка в период кризиса «газелям» особенно пригодится тот опыт, который до сих пор позволял им расти опережающими темпами — комплекс решений, ранее обеспечивавших рост, сегодня, как минимум, работает на укрепление иммунитета компаний, а как максимум — на ещё большее усиление их позиций. Ведь, например, «Магнит» — самая крупная «газель» Юга — это дитя прошлого кризиса. Ещё несколько таких «детей» экономике округа не помешали бы.