Дорасти до IТ

Русский бизнес
Москва, 31.05.2010
«Эксперт Юг» №21 (110)
Молодой рынок IТ-услуг Юга подводит итоги кризиса. Выйти из него удалось не всем. Выжившие столкнулись в ряде сегментов с необходимостью конкурировать с проявившими интерес к региональному рынку компаниями российского масштаба

Совокупные доходы участников третьего IТ-рейтинга в прошедшем году увеличились на 8% по сравнению с 2008 годом и достигли уровня почти 4,8 млрд рублей. Такая динамика значительно выше российского уровня. По данным Рейтингового агентства «Эксперт РА», совокупная выручка крупнейших российских компаний в области информационных и коммуникационных технологий по итогам 2009 года сократилась на 16,9%. Объясняется этот диссонанс двумя причинами — неготовностью большинства региональных IТ-компаний открывать свои финансовые показатели и отказом принимать участие в рейтинге фирм, выручка которых в минувшем году значительно сократилась. К этому следует добавить ещё одно — есть региональные компании, не пережившие кризис. Поэтому в целом рынок на Юге наверняка сжался. «Если говорить в двух словах, то IТ-рынок устоял, — характеризует ситуацию директор ООО “IT Центр Рыбасова” Евгений Рыбасов. — Кризис, бесспорно, негативно отразился на динамике. Наиболее тяжёлым оказался первый квартал 2009 года — снижение объёмов продаж наблюдалось по всем направлениям. Но уже со второго квартала началось оживление».

Ряд фирм смогли не только избежать угроз, приносимых кризисом, но и воспользоваться теми возможностями, которые он несёт. «Несмотря на все перипетии, на рынок вышли несколько новых игроков, некоторые представители вендоров открыли свои представительства, — комментирует руководитель отдела маркетинга ЗАО “Универсальные Бизнес Технологии” Галина Зикункова. — Так, в феврале о своём выходе на южный рынок объявила немецкая IТ-компания PC — WARE Russia, открыв свой филиал в Ростове. Примерно в это же время компания ИЦ “МИКОМ” заявила, что она вошла в состав группы компаний “ЛАНИТ”. В мае крупнейший производитель программ управления бизнесом SAP открыл в Ростове своё представительство. В октябре на ростовский рынок вышла компания Hi-Tech Service. В начале декабря на рынке появился новый игрок компания General Computers. Были и те, кто испытывал трудности или сошёл с дистанции. К первым относится компания “Иманго”, которая осталась на плаву, лишь благодаря реструктуризации кредитного портфеля. Меньше повезло компании “Информатика”, которую после череды судебных разбирательств признали банкротом».

Роль государства, закона и Олимпиады

В совокупной выручке компаний-участников текущего рейтинга по видам деятельности производство оборудования составляет 42,6%, поставка оборудования и ПО приносит более трети дохода, далее следуют услуги в области IТ (график 1).

В разрезе выручки по отраслевой принадлежности клиентов IТ-компаний на гос­структуры приходится 44,4%. На втором месте по величине приносимых доходов (17,1%) находятся торговые предприятия — сказывается специфика южной экономики. На третьем — финансовые институты, их доля составляет 11,1%.

В заказах госструктур на услуги в области IТ (консалтинг, интеграция, поддержка, сертификация) приходится более половины выручки. На услуги в области телекоммуникаций приходится 36,3% всех госзаказов. В выручке, приносимой торговыми компаниями, более трети приносят услуги в области телекоммуникаций (IP-телефония, организация корпоративных сетей и передача данных, интернет-услуги). Доходы, приносимые IТ-компаниями от финансовых институтов, практически по 30% распределены между услугами в области IТ, оборудования и ПО.

В кризис многими компаниями госзаказ рассматривался не только как гарант стабильности, но и как источник повышения доходов. Так, например, в компании «Интернет-Фрегат» рост достигнут благодаря увеличению доли госзаказов при снижении экспорта и коммерческих заказов. При этом активность госсектора по информатизации, по мнению директора ООО «Интернет-Фрегат» Сергея Хомякова, сегодня играет решающую роль в развитии IТ-рынка на Юге. Однако парт­нёр в виде госструктур несёт в себе и специфические особенности бизнес-коммуникаций. Для того чтобы уверенно себя чувствовать, заключая контракт с госзаказчиком, необходимо иметь средства для обеспечения и быть готовым к задержке оплаты (см. врезку). И чем больше доля заказов госструктур в портфеле компании, тем выше риски.

Другим событием, существенно влияющим на IТ-рынок, стало принятие ФЗ «О персональных данных», что создало гарантированный спрос на соответствующие IТ-услуги и ПО в течение года. Третьим фактором развития рынка становится возможность поучаствовать в обеспечении IТ-инфраструктурой, ПО и сервисом олимпийских объектов и мероприятий — за получение этих заказов региональные компании будут конкурировать с федеральными.

Конкуренция в сфере системной интеграции

Резкое сжатие платёжеспособного спроса на столичном рынке привело к росту внимания крупных компаний к регионам, что усилило и без того ощутимое конкурентное давление. «Регионы, особенно ЮФО, сейчас становятся лакомым кусочком для крупных интеграторов, — говорит заместитель генерального директора ЗАО “Орбита” Олег Бахтин. — В первую очередь это обусловлено очень высокой конкуренцией на федеральном рынке IT-услуг. Во вторую — усилением внимания со стороны органов гос­власти к ситуации в регионах, в том числе и в области информатизации. Сейчас набирают всё больший ход процессы перевода государственных услуг населению в электронную форму, что влечёт за собой существенные объёмы финансирования и работ на достаточно продолжительные периоды. А любая компания заинтересована попасть в многолетний проект, который обеспечит плановость в работе, возможность развития и даст стабильную занятость персонала».

Но выход столичных компаний на Юг далеко не безоблачен. «Может показаться, что крупным федеральным игрокам проще как в экспертном, так и в финансовом плане. Однако это не всегда так, — рассуждает о ситуации на рынке системной интеграции директор Донского филиала ЗАО “АйТи-Информационные технологии” Владимир Куканов.  У всех местных компаний разная специализация и за счёт этого в реализации определённых проектов они имеют некоторое преимущество перед федеральной компанией, которая тут, на месте, не имеет необходимого количества квалифицированных специалистов, чей приезд на выполнение конкретного проекта не всегда экономически целесообразен. С другой стороны, если речь идёт о комплексном проекте, то его реализовать легче как раз крупному федеральному игроку, набор компетенций которого в целом шире, чем у местных интеграторов».  

Региональные компании имеют ряд конкурентных преимуществ перед игроками федерального уровня, которые не стремятся обслуживать мелких клиентов — за последних конкуренция идёт только между местными компаниями. «У местных IТ-компаний наработанные длительные личные отношения с местными игроками, издалека сложно поддерживать постоянный контакт, — характеризует ситуацию на рынке системной интеграции Юга генеральный директор AC&N (ООО “Эй-Си-энд-Эн”) Максим Ткаленко.  Также сказывается южная специфика — работа не с компаниями, а с людьми». Значимость межличностных отношений, характерную для экономики физических лиц, подчёркивают многие участники рынка. «Говорить о нише местных компаний уместно во все времена, очень часто контракты на региональном уровне удаётся получить за счёт исторически сложившихся связей, вырабатывавшихся годами, — рассуждает директор ГК “Инженерный центр МИКОМ” Ростислав Попов. — А это возможно лишь в том регионе, где есть прямой, почти ежедневный контакт с заказчиком». Местные компании также востребованы на субподрядах у компаний федерального уровня.

Сегмент программных продуктов

По-иному развивается ситуация на рынке программных продуктов, где федеральные игроки чувствуют себя гораздо увереннее. «Этот бизнес принадлежит однозначно федеральным компаниям», — считает Ростислав Попов. Наибольшим спросом на Юге чаще пользуются продукты, которые приносят экономию и отвечают за безопасность. К ним относятся решения для виртуализации, антивирусные пакеты, а также программно-аппаратные решения для защиты данных.

«На рынок сбыта ПО не повлиял кризис, просто популярными стали более дешёвые решения, — говорит коммерческий директор ООО “Центр информационных технологий ЛЕММА” Евгений Лебедев. — В период кризиса широко востребованными оказались, в первую очередь, системы эффективного финансового и управленческого анализа на базе 1С. Возросла популярность CRM-систем. Это произошло за счёт того, что в период кризиса обострилась борьба за каждого клиента. Приоритетом стала клиентоориентированность — главным конкурентным пре­имуществом становится тесный контакт, качественная обратная связь с клиентом, постоянный мониторинг качества оказываемых услуг. Также возникает необходимость чётко фиксировать все обращения клиентов, их отработку, загруженность менеджеров и эффективность их работы — все перечисленные задачи как раз и решает CRM».

Период легализации ПО подходит к завершению, менеджмент ряда компаний начал чаще обращать внимание на возможности использования специализированного ПО как инструмента ведения бизнеса в целях повышения его эффективности. Но период бурного роста спроса на эти продукты на Юге пока в будущем.

Цена рабочего места

Когда в неформальной беседе с представителем крупной IТ-компании, работающей во многих регионах России, мы попросили выделить отличительные характеристики южного рынка, то услышали в ответ лишь одно слово: «жадность». По наблюдениям собеседника, на Юге нередко можно столкнуться с ситуацией, когда руководитель-собственник ездит на очень дорогом автомобиле, при этом, например, его бухгалтерия работает чуть ли не на счетах. Получается парадоксальная ситуация: рабочее место водителя директора фирмы оценивается в полсотни тысяч долларов, а то и больше, в то время как затраты на рабочее место того же бухгалтера составляют не более нескольких сотен долларов.

В то же время обеспечение на необходимом уровне рабочих мест сотрудников компании соответствующим компьютерным оборудованием, специализированным ПО, обслуживание и т. п. существенно повышает эффективность работы компании в целом. «Вкладывая в программы для автоматизации рабочих мест кассиров, товароведов, официантов, барменов, администраторов, менеджеров, хозяин бизнеса минимизирует многие риски и повышает конкурентоспособность своего заведения, а расходы на автоматизацию “отбиваются” в течение двух-четырёх месяцев работы, принося потом только прибыль и удобство в работе», — говорит Евгений Лебедев.

Пока на Юге предпочитают на этой статье бюджета экономить. IТ-рынок остаётся одним из самых молодых на Юге, а поэтому его игрокам как минимум ещё несколько лет потребуется на то, чтобы доказать если не необходимость, то хотя бы целесообразность широкого использования IТ региональным бизнесменам и формировать таким образом IТ-культуру местного делового сообщества.

Адресность и кадры

Кризис традиционно приводит к очистке рынка от слабых игроков, у остальных выявляются узкие места. От того, насколько оперативно и успешно менеджмент сможет в сложный период их преодолеть, спрогнозировать будущие направления роста, зависит, будет ли компания аутсайдером или лидером в период последующего роста рынка. «Рискну дать прогноз, что как раз малобюджетные учётно-управленческие решения “под ключ” для малого и среднего бизнеса окажутся очень востребованными в нынешнем году, — говорит Евгений Лебедев. — Готовые программные продукты для различных сфер бизнеса, учитывающие особенности и тонкости ведения дел в конкретном сегменте рынка, будь то салон красоты, агентство недвижимости или цех по разделке мяса — будут всегда интересны клиентам по разумным ценам. Узконаправленное решение, с лёгким и доступным интерфейсом, не имеющим ничего лишнего, но с возможностью расширения и увеличения функционала — вот продукт для малого и среднего бизнеса, который будет востребован всегда».

В кризис наиболее остро встала проблема продвижения IТ-услуг, актуализировалась значимость технологий продаж, прояснилась значимость сплочённости команды. По мнению г-на Лебедева, в ближайшем будущем обострится охота за кадрами. «Помимо боёв за клиентов, начнутся бои за специалистов, ведь переманив хорошего специалиста у конкурента, IТ-компания не только увеличит потенциал своей фирмы, но и притормозит развитие конкурента, получив возможность обогнать его раз и навсегда», — считает эксперт. Насколько эффективно используются кадры IТ-компании в настоящее время, видно из показателя выручки в расчёте на одного специалиста (см. таблицу). Потенциал улучшения этого параметра в ряде случаев оценивается разами.  

Рейтинг компаний на рынке информационных и коммуникационных технологий Юга по итогам 2009 года

Новости партнеров

    «Эксперт Юг»
    №21 (110) 31 мая 2010
    Юг России и мир
    Содержание:
    Мир, вид с Юга

    Такие мероприятия, как российско-европейские саммиты, не проводятся на пустом месте. За тем фактом, что местом проведения последнего саммита стал Ростов, стоит признание объективных достижений всего юга России в интеграции в глобальное пространство

    Реклама