Художники не терпят пустоты

Очередная выставка "АРТезианский колодец" открылась в Тюменском научном центре. Она объединила большое количество художников и получилась разнообразной до пестроты: акварели, аппликация, живопись, керамика, фотографии. Содержание здесь вполне соответствует форме: выставка проходит в необычном экспозиционном пространстве.

Организующий момент экспозиции - шахта посредине здания: многометровый пустой ствол уходит в небо через стеклянный потолок. Вид на шахту открывается с каждого этажа, с галереи. Сотрудников центра нервировала эта непонятная, бессмысленная пустота. Она отравляла радость от обретения дома: до переезда в краснокирпичный особняк, построенный "новым русским", академические институты снимали углы.

Художники сумели обыграть странную идею архитектора особняка. На стенах шахты они разместили свои работы. Так и получился "АРТезианский колодец": колодец по форме, объект искусства по сути. Название придумал Олег Федоров. Именно он, художник и сын ученого, устроил первую встречу науки с искусством в этом доме и, заручившись поддержкой академика РАН Владимира Мельникова, продолжает организовывать здесь выставки. Теперь ученые, перемещаясь внутри центра по служебной надобности, не упускают случая прикоснуться взглядом к искусству. Они, по собственному их признанию, самые благодарные зрители и в перерывах между экспозициями чувствуют себя в голых стенах неуютно. Но и посетители из внешнего мира, попав сюда, получают больше, чем эстетическое удовольствие. Поднимаясь с этажа на этаж, чтобы определить, с какого уровня открывается наилучший вид на картины, они попадают на другую выставку - археологическую. Рядом с лабораторией Института проблем освоения Севера размещены витрины со свидетельствами давнего прошлого.

Между тем обнаружилось, что здание научного центра - находка не только для художников, но и для музыкантов. На презентациях выставок проходят концерты, и все, кто не лишен слуха, могут оценить и акустику, и мастерство исполнителей.

Необжитыми остались лишь огромные витрины рядом с парадным крыльцом. Владимир Мельников еще летом указал на них художникам и предложил выставить что-нибудь, например живые фигуры. Публика моментально домыслила, что выставлять будут академиков. И она, как всегда, права: пусть народ посмотрит, какие бывают академики.

Тюмень