Деньги на дороге лежат

Денис Болихов
10 сентября 2001, 00:00
  Урал

При нынешнем уровне платежеспособности потребителей дилеры и производители подсчитывают прибыли и переписывают ценники

Продажи автомобилей растут повсеместно: разбирают все, от новой иномарки до подержанного "Москвича". Можно говорить с уверенностью - последствия кризиса 1998 года миновали и для отечественного автопрома, и для торговцев машинами. Если в 1999-м численность автопарка по Уральскому региону сократилась на 3% по сравнению с 1998-м, то 2000-й дал прирост в 23%. Цифры продаж по этому году, без сомнения, окажутся еще более высокими (промежуточные показатели позволяют надеяться на рост 30 - 35%).

Сектор легковых автомобилей, составляющий 72% от численности всего автопарка, развивается наиболее динамично. Самый резкий рост наблюдается в сфере продаж новых импортных автомобилей. Подавляющее большинство официальных дилеров, торгующих иномарками, констатируют увеличение спроса в 2- 2,5 раза по сравнению с прошлым годом (объем реализации в абсолютных числах, т.е. автомобилях, они не раскрывают, ссылаясь на жесткую и не всегда добросовестную конкуренцию). Не стали делать тайны из количества проданных автомобилей лишь в компании "Автомир" (официальный дилер BMW в Свердловской области): если в первой половине 2000 года там стабильно продавалось по шесть автомобилей в месяц, то нынешние показатели - 12 - 15 машин.

Причины роста Максим Куклинский, первый заместитель генерального директора "Автомира", поясняет так: "Для нас, безусловно, главную роль играет новая ценовая политика. Сборка BMW в Калининграде сделала этот автомобиль более доступным. Второй момент - более научный подход к продажам: мы проводим маркетинговые исследования, стараемся контролировать уровень продаж". Григорий Балакин, исполнительный директор компании "УралФрансАвто" (официальный дилер Peugeot), рассматривает ситуацию с ростом продаж следующим образом: "Все больше на Урале появляется состоятельных людей, способных купить вторую машину в семью. Кроме того, возвращаются к любимым маркам те, кого кризис пересадил либо на недорогие импортные, либо на отечественные автомобили". Официальная статистика подтверждает эти слова. По данным Уральского таможенного комитета, уже в конце прошлого года рынок импортных автомобилей в отдельных регионах округа перегнал докризисный уровень, в других успешно стремится к этому.

Самые сильные сбытовые позиции, как и в целом по России, остаются заDaewoo. В 1998-м, до августовских событий, на региональном рынке было продано 2415 машин. 1999-й, как и у всех, оказался провальным, но за счет массированной рекламы, размещенной прежде всего на федеральных телеканалах, удалось удержать рынок на уровне 2210 штук, падение составило всего 8,5%. Зато уже 2000-й дал прирост в 3175 машин.

На продажах более дорогих машин кризис сказался куда сильнее; скажем, Opel снизил их почти в 9 раз и до сих пор не может переломить негативную тенденцию, хотя в целом рынок идет со знаком плюс.

На рынке отечественной автопродукции картина не менее отрадна. Все российские производители (за исключением "Москвича", который, лишившись бюджетной поддержки, оказался не способен выживать самостоятельно) увеличивают выпуск продукции. Один из региональных и, что важнее, показательных примеров подъема отечественной автоиндустрии - Ижевский завод. Сегодня "Ижи" - самое дешевое средство передвижения в своем классе, стоимость "Оды" колеблется в районе 90 тыс. рублей. Массированная рекламная кампания в центральных средствах массовой информации с участием Льва Дурова и Леонида Якубовича по продвижению этих автомобилей на российский рынок ("оцинкованный кузов за реальные деньги") способствовала формированию устойчивого спроса на эти автомобили далеко за пределами Удмуртской республики. Только на территории Свердловской области, например, ежемесячно продается 200 - 250 "Ижей". Сегодня на предприятии намерены вдвое увеличить объем производства: в минувшем году на автозаводе собрано 27 тыс. Иж-2126, в планах этого - уже 40 тысяч. Плюс еще 20 тыс. ВАЗ-2106, производство которых с недавних пор перебазировалось из Самары в Ижевск. А в ближайшем будущем ижмашевцы и вовсе замахнутся на цифры доперестроечного периода: на 2002 год прогнозируется выпуск 120 тыс. машин. По словам генерального директора "Ижмаша" Владимира Гродецкого, автозавод намерен занять второе место среди российских предприятий автомобилестроения после АвтоВАЗа.

Динамика продаж отечественных автомобилей в процентном соотношении ниже, чем в секторе иномарок, но и здесь в отдельные месяцы прирост доходит до 100%. Скажем, в июне прошлого года крупнейший региональный дилер ВАЗа компания ДДТ (по собственным оценкам, компания контролирует около 65% рынка Свердловской области) продала 1253 автомобиля, показатель этого года - 2130.

Однако все это не означает, что для покупателя наступили золотые времена. Если, например, вы мечтаете о новенькой зеленой вазовской "пятерке", вовсе не факт, что вы ее скоро получите. Спрос на "классику", особенно на ВАЗ-2105, упал, и дилеры перестали уделять внимание этой модели, предпочитая возить более дорогие и престижные. Если ежемесячно в Свердловской области продается 550 - 600 автомобилей "десятого" семейства, то сбыт "пятерок" в 15 раз меньше, всего 40 - 45 штук. Естественно, дилеры экономят на "классике" оборотные средства, лишая покупателя возможности выбора или заставляя его ждать по нескольку недель, когда наконец появится автомобиль нужного цвета и комплектации.

Активизация рынка автомобильной продукции наиболее заметна по пробкам на городских перекрестках и улицам, не справляющимся с потоком. В то же время до мирового уровня обеспеченности даже самая транспортно-населенная в регионе Свердловская область еще очень далека: на одного жителя у нас приходится 0,15 автомобиля. Европейский показатель втрое выше. И перспективы достижения его невелики: если самая дешевая модификация "Нивы" еще в конце августа стоила на выходе с автозавода 107 тыс. рублей, то в начале сентября - уже 117 тысяч. При нынешнем уровне платежеспособности потребителей ценники на ВАЗе меняют еженедельно.