Банки: москвичи атакуют, местные ищут нишу

Ирина Перечнева
23 декабря 2002, 00:00
  Урал

Для кредитных организаций региона 2002 год прошел под флагом усиления конкуренции практически во всех сегментах рынка. Московские банки, напуганные перспективой прихода западных конкурентов после вступления России в ВТО, двинулись в регионы. Региональные банкиры испытали стресс еще и от попыток Александра Мамута и его сподвижников провести банковскую "революцию", которая закончилась бы смертью небольших учреждений. И хотя вступление в ВТО откладывается, а "революция" завершилась сменой команды в ЦБ, банки поняли - это только пауза. Началась отчаянная борьба регионалов за место под солнцем.

Московские банки, скупая региональные банки и открывая филиалы, довольно сильно укрепили позиции на Урале. На конец 1998 года иногородние банки занимали в Свердловской области не более 3 - 4% рынка, а к середине этого года их доля возросла до 10 - 20%. Московские банки, обладающие более мощным капиталом, привлекают кредитами крупные промышленные предприятия региона.

Противостоять этому региональные банки могли либо наращивая капитал через увеличение уставных фондов, либо объединяясь друг с другом путем слияния, присоединения и создания холдингов. Первый способ, как правило, применяется банками в составе промышленных групп: собственники, заинтересованные в стабильности и конкурентоспособности своих банков, вынуждены накачивать их деньгами. Но эта возможность практически исчерпана. Для банков, которые контролируются менеджментом или менее богатыми структурами, самый приемлемый путь - объединение. Однако разные интересы собственников, амбиции топ-менеджеров и сложность процедур слияния и присоединения не позволяют реализоваться этой схеме. В 2002 году зафиксированы единичные сделки такого рода. Аналитики считают, что "добровольные" схемы малоперспективны, и в следующем году укрупнение банковского бизнеса пойдет через более агрессивные формы поглощения и скупки более слабых.

Осознав, что сражаться за крупных корпоративных клиентов бессмысленно, региональные банки сконцентрировали свое внимание на малом и среднем бизнесе. В результате в регионе быстро продвинулся один из наиболее востребованных у этой категории клиентов продукт - лизинг. Да и в борьбе за сбережения населения пока участвуют в основном местные банки. Кредитные организации федерального масштаба рассматривают ритейл как следующий этап завоевания регионального рынка и готовятся к нему достаточно серьезно. Таким образом, у банков региона есть еще шанс занять свою нишу на рынке, освоив ее первыми. В общем, 2003 год обещает быть не менее жестким по конкуренции, чем нынешний.