Региональные последствия вступления России в ВТО

При вступлении России в ВТО дефицит бюджетных средств в регионах может приблизиться к 30 - 40%, и разрушительные процессы в социальной сфере примут неконтролируемый и необратимый характер

Сегодняшнее социально-экономическое и финансовое положе ние большинства регионов России характеризуется практически полным отсутствием "зоны инвестиций" - своеобразной буферной зоны, потенциал которой мог быть использован для стабилизации отношений между бюджетом и субъектами хозяйствования в условиях временного ухудшения конъюнктуры. Следовательно, все потери предприятий, связанные со вступлением России в ВТО, скажутся на состоянии региональных бюджетов не пропорционально, а почти в абсолютном исчислении. Этот обстоятельство сегодня практически не учитывается.

В 2002 году размер консолидированного бюджета Свердловской области составил около 14% от объема произведенного в области валового продукта. Исходя из этих цифр, можно предположить, что даже если ожидаемое при вступлении в ВТО падение производства в машиностроительной, пищевой и прочих отраслях приведет к сокращению валового продукта на 10% (24 млрд рублей), то бюджет при этом сократится лишь на 1,4% - менее чем на полмиллиарда рублей. И хотя такое сокращение будет крайне болезненным, к катастрофе оно вряд ли приведет. Если же снижение ВВП не превысит 4 - 5%, что по сегодняшним оптимистическим прогнозам представляется более вероятным, то ожидаемые потери бюджета составят менее 1%.

На самом деле масштаб потерь может быть неизмеримо больше. Даже выжившие предприятия будут работать на пределе рентабельности, а это значит, что у них просто не будет средств для выплаты налогов. И региональные органы власти вынуждены будут или предоставлять им налоговые кредиты или допустить их банкротство, что будет сопровождаться еще более серьезными потерями. То есть фактически все финансовые потери, связанные с сокращением ВВП при существующей структуре финансов региона, будут отнесены на средства его бюджета. А это значит, что при сокращении ВВП региона на те же 4% средства бюджета уменьшатся минимум на 25%, что неизбежно приведет к дестабилизации всей социально-экономической ситуации и фактическому банкротству региона.

И это еще оптимистический сценарий. В действительности при обострении конкуренции на внутреннем рынке пострадают в первую очередь наиболее крупные, градообразующие предприятия, а это означает, что резко возрастут расходные статьи бюджета. В результате дефицит бюджетных средств может приблизиться к 30 - 40%, а таких нагрузок не выдержали бы бюджеты и самых благополучных стран и регионов.

Только один аспект: условие вступления России в ВТО на текущий момент - выравнивание цен на энергоносители на внутреннем и внешнем рынках. Это означает как минимум двукратное повышение цен на энергоресурсы в России. Всем известно, что для многих субъектов Российской Федерации отопительный сезон - это кризисный период, преодолеть который они могут только при поддержке федеральных органов власти. В условиях двукратного повышения цен на энергоресурсы ситуация просто выйдет из-под контроля, а отопительный сезон впору будет объявлять стихийным бедствием. Ресурсы центра, которые могли бы быть использованы для компенсации финансовых потерь регионов, будут задействованы на выплату внешнего долга России. При этом очевидно: предполагаемые стратегические преимущества, которые должны получить российские предприятия при вступлении России в ВТО, могут быть реализованы только при сохранении социальной стабильности. Если социальная инфраструктура регионов окажется разрушенной, то ни о каких преимуществах не может быть и речи.

Тем удивительнее тот факт, что эти вопросы при обсуждении последствий вступления России в ВТО не только не обсуждаются, но даже не ставятся. Рассматриваются возможные варианты изменения условий развития предприятий, отраслей, внешнеэкономического комплекса, инвестиционных процессов и т.п., но нигде широко не обсуждается, как скажется вступление России в ВТО на бюджетах субъектов Российской Федерации. Хотя актуальность вопроса буквально лежит на поверхности.

Понимание проблемы - половина ее решения. В новейшей истории России уже накоплен обширный опыт принятия решений без необходимого научного обоснования. Можно сказать, большая часть существующих ныне проблем в сфере экономического и социального развития нашей страны - следствие таких решений. Вряд ли стоит умножать печальный опыт вчерашних реформаторов. Интеграция России в мировое сообщество может привести к разным и даже диаметрально противоположным результатам. Поэтому главное - не "интегрироваться", а занять достойное место в ряду других мировых держав. А сделать это можно только с "открытыми глазами", опираясь на полную и достоверную информацию независимо от того, нравится она нам или нет.