Сейчас североамериканские бизнесмены пристально следят за тем, как развивается уникальный спортивно-экономический эксперимент под названием Женская национальная баскетбольная ассоциация (Women National Basketball Association - WNBA). Если модель, по которой живет эта лига, окажется жизнеспособной, можно не сомневаться, что в ближайшем будущем весь заокеанский спорт перейдет на нее.
WNBA появилась на свет в 1997 году по сугубо экономическим причинам. Владельцы Дворцов спорта были недовольны отдачей спортсооружений в летние месяцы. С начала октября по конец мая арены в крупных городах Северной Америки приносят хозяевам огромные деньги, поскольку заняты почти ежедневно, прежде всего матчами различных хоккейных и баскетбольных лиг. А вот с июня по конец сентября в них проводятся только достаточно редкие концерты, и содержание Дворцов спорта в этот период убыточно.
Чтобы исправить положение, надо было предложить потенциальным зрителям какое-то летнее зрелище, которое заставило бы их прийти на трибуны. И такое зрелище нашли - профессиональный женский баскетбол. Решение поистине гениальное. Во-первых, оно понравилось болельщикам, которые летом игровыми видами спорта не избалованы (в это время проходит только чемпионат по бейсболу) и потому готовы смотреть то, чего в другое время смотреть бы не стали. Во-вторых, новичка с энтузиазмом поддержала спортивная пресса: ей стало о чем писать в период четырехмесячного затишья. Нет сомнений: если бы женская лига была зимней, как в Европе, то на фоне чемпионатов по хоккею, американскому футболу и мужскому баскетболу она оказалась бы никому не нужна и быстро прогорела.
Созданием WNBA занимались руководители NBА. Естественно, что женская лига получилась копией мужской, но копией усовершенствованной. Чтобы уравнять возможности клубов из мегаполисов и относительно бедных городов, был установлен лимит на размер клубного бюджета (650 тыс. долларов на сезон). Это привело к тому, что ни одна команда не смогла содержать у себя более двух-трех звезд, вследствие чего сильные баскетболистки более-менее равномерно распределились по всем клубам лиги, что в свою очередь создало напряженный и непредсказуемый чемпионат, интересный болельщикам, телевидению и рекламодателям. Кроме того, введение потолка индивидуальных зарплат (не более 85 тысяч долларов на одного игрока) выбило из рук спортсменов такой козырь, как постановка ультиматума из серии "Или добавляйте мне зарплату, или я уйду в Детройт". В других лигах суперзвезды частенько шантажируют хозяев команд этой фразой, а в WNBA она полностью потеряла смысл: платят везде одинаково.
В результате за восемь лет существования лига стала по спортивному уровню сильнейшей в мире, а ее финансовые показатели вплотную подошли к порогу самоокупаемости.