Агент 001

Александр Носов
6 сентября 2004, 00:00
  Урал

Дальнейшее увеличение доли ОСАГО грозит компаниям несбалансированностью портфеля и грядущими убытками. Тормозит диверсификацию кадровая проблема - отсутствие страховых агентов и менеджеров среднего звена

Рейтинг страховых компаний за первое полугодие 2004 года показал: сбор премий на территории Уральского региона достиг 10,4 млрд руб. По сравнению с первым кварталом года рост замедлилcя с 26 до 14,5%. В третьем квартале спад, вызванный сезонностью деловой активности предприятий-страхователей, продолжится. Оживление рынка вероятно лишь к последнему кварталу года.

Рынок поделен

Пятерка страховщиков-лидеров по сравнению с предыдущим рейтингом не изменилась. На нее приходится 67,2% всех взносов, собранных за первое полугодие. Это означает, что страховой рынок региона поделен. Остальным, чтобы повысить конкурентоспособность, необходимо искать свободные ниши.

Единственное, что следует отметить, - изменения, связанные с рокировкой компаний " КапиталЪ Страхование" (из-за особенностей учета) и Росгосстраха. По первой компании спада деятельности не наблюдается. К незначительному снижению объема страховых премий по Уральскому региону привела проводимая в 2004 году политика страхования крупных корпоративных клиентов Ханты-Мансийского округа через московский офис, а не через головную компанию в Когалыме.

Росгосстрах улучшает показатели из периода в период, причем связывать это с его значительной долей на рынке ОСАГО не стоит. Главные двигатели прогресса компании - добровольное медицинское страхование (рост 259,7%) и страхование имущества юридических лиц от огня и других опасностей (104%). Страхование имущества физических лиц и автострахование растут весьма умеренно и составляют соответственно 10,5 и 46,4%. Кроме прочего на улучшение результатов Росгосстраха повлиял приход команды новых менеджеров, назначенных владельцем - инвестиционной компанией " Тройка Диалог".

Среди региональных страховщиков отметим Сибирско-Уральскую страховую компанию и "Экспресс Гарант" в Свердловской области, СКМ и ЮжУрал-АСКО - в Челябинской, "Адонис" и "Урал-АИЛ" - в Пермской, Региональную инвестиционную страховую компанию в Башкирии и Межбанковскую региональную страховую компанию в Удмуртии. Несмотря на экспансию федеральных игроков, они сохранили позиции и входят в пятерки лидеров в своих регионах.

В соревновании регионов по-прежнему лидирует Тюменская область: 47% всех собранных взносов. В аутсайдерах Зауралье - всего 1%. Эти цифры подтверждают известный факт: интерес для страховых компаний представляют экономически сильные и процветающие регионы. Страхование, таким образом, может рассматриваться как один из важнейших индикаторов экономического развития.

Структура страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом практически не изменилась. Как прежде, лидирует имущественное страхование (61%). Незначительно (до 26%) увеличилась доля личного страхования. Вдвое (до 4%) сократилась доля страхования ответственности, что связано с действием ОСАГО и сокращением добровольного страхования автогражданской ответственности. Доля страхования жизни уменьшилась на 3%.

Наибольшей динамикой отличаются страхование от несчастных случаев и болезней - рост 68,6%, добровольное медицинское страхование - 46,9%. Это связано с тем, что работодатели все чаще прибегают к социальным пакетам для стимулирования своих сотрудников. Наблюдается также рост страхования имущества физических лиц (14,2%). Однако это результат не столько повышения экономической грамотности граждан, сколько введения ОСАГО: обратившись в компанию за полисом автогражданки, страхователи интересуются и другими видами услуг.

Год действия ОСАГО

С момента вступления в силу закона об ОСАГО прошел год, и можно подвести некоторые итоги. Главное, что стоит отметить: страховые компании сумели сгладить разницу в выплатах за первое полугодие-2004 и по результатам действия ОСАГО за год. Так, если за шесть месяцев 2004 года максимальный уровень выплат достиг 120,4% (Сургутнефтегаз), то в целом за год работы закона он не превысил 42,1% ("КапиталЪ Страхование").

В 2003 году, за первые полгода действия ОСАГО, количество обращений за выплатами было не столь велико по двум причинам: граждане мало понимали, для чего предназначен закон и как с его помощью можно облегчить последствия ДТП. Большинство автовладельцев вообще оттягивали процедуру страхования, надеясь, что закон отменят или хотя бы понизят страховые тарифы.

Реальные деньги страховщики начали выплачивать только в первом полугодии 2004 года - и некоторые понесли убытки. По итогам года действия ОСАГО эффект сгладился: за счет большего временного диапазона уровень выплат нивелировался и вышел на безопасный уровень 20 - 35%.

В ближайший год убыточность скорее всего будет расти. Во-первых, количество обращений страхователей, заинтересованных в получении выплат, растет. Во-вторых, страховщики поднимут объемы выплат, потому что наладили внутреннюю работу, выявили проблемные места и стараются в меру сил упростить процедуру ликвидации последствий страхового случая.

В результате второй год действия автогражданки может поднять уровень убыточности до предельной величины - 77%. Компаниям - участникам системы ОСАГО грозят потери, "не совместимые с жизнью".

Решение этой проблемы возможно тремя путями. Первый - страховщик выходит из ОСАГО. Последствия: сокращение работы с физическими лицами и снижение рыночной доли. Второй путь - диверсификация страховой деятельности компании, развитие других видов услуг. В пример приведем бурное развитие страхования строительно-монтажных рисков и ответственности предприятий - источников повышенной опасности: страховые премии по данным видам пока незначительны и составляют 0,64 и 1,04% доли рынка. Правда, диверсифицировать портфель могут только крупные компании, имеющие большой перечень лицензий. Для небольших компаний гораздо реальнее третий путь - консолидация с другими страховщиками. Но это задача среднесрочной перспективы.

Окончательно, однако, об уровне убыточности ОСАГО можно будет судить только после 1 июля 2005 года: тогда накопится достаточная статистическая база.

Головная проблема

Если о финансовых результатах автогражданки говорить рано, то о том, как меняется организация работы внутри страховых компаний, уже можно, а в перспективе диверсификации страхового портфеля - просто необходимо. И здесь особый интерес представляет кадровый вопрос.

Закон об ОСАГО прибавил работы менеджерам по кадрам. Он породил большой спрос на аварийных комиссаров и экспертов по автотранспорту, оценивающих ущерб после ДТП, специалистов по выплатам страхового возмещения и менеджеров, поскольку страховые компании, участвующие в ОСАГО, расширили филиальные сети.

Федеральные компании, пришедшие на областные рынки, а также региональные страховщики, расширяющие спектр услуг, столкнулись с общей проблемой - дефицитом кадров на местах.

В первую очередь наблюдается кадровый голод на управленческий персонал: его уровень не соответствует требованиям рынка. Высшее образование имеют 52% сотрудников страховых компаний, но в лучшем случае это образование экономическое, а чаще всего - техническое. И такая ситуация считается нормой, хотя и руководство компаний, и менеджмент среднего звена, как правило, понимают: без специально подготовленных кадров успешное развитие бизнеса невозможно.

Причина в том, что страховое образование в стране катастрофически отстает от потребности рынка. Можно сказать, оно отсутствует вовсе: российские вузы ежегодно выпускают не более двух сотен дипломированных специалистов. Страховые дисциплины преподаются по остаточному принципу: в системе высшего образования страхование - лишь специализация в рамках специальности "Финансы и кредит". При этом вузовские программы зачастую оторваны от ситуации на страховом рынке. Результат - низкий уровень знаний у выпускников.

Между тем со специалистами клиенты сталкиваются только после наступления страхового случая. Лицо компании - ее страховые агенты. Требования к ним растут с каждым годом: страхователь теперь пошел продвинутый, у него четкие мотивы обращения в компанию и красивым рекламным роликом его не заманишь.

Еще недавно от страхового агента требовалось одно: приносить в компанию взносы. Теперь в его обязанности входят консультационные услуги: он должен уметь объяснить сущность страхования, его преимущества, предложить новые виды услуг. Таким требованиям соответствуют единицы.

Со времен работы Госстраха повелось, что страховой агент - это женщина зрелого возраста без специального образования. Конечно, за годы работы у таких агентов накопился некоторый опыт. Но он ограничен, да и цельное представление о страховании у них отсутствует. К месту здесь, на наш взгляд, оригинальное высказывание президента Банка 24.ру Сергея Лапшина в интервью журналу "Эксперт" ( 19 от 24 мая 2004 г.) по поводу возраста персонала его банка: "...Почему это у нас 60-летняя бабушка современный офис моет? Я говорю: больше не нанимать бабушек, молодые девчата должны работать. Сейчас девчонка бегает. Она уже понимает, что ведро может быть не круглое, а квадратное. Не грязное, а веселенькое, оранжевое. Ну и так далее...". Опрос, проведенный среди страховых компаний, подтверждает: происходит омоложение страхового бизнеса, 49% сотрудников страховых компаний - люди молодого и среднего возраста. Они более восприимчивы к новой информации, их легче обучить, а в процессе работы они и сами смогут вырабатывать нестандартные подходы к клиентам.

Страховые агенты, вышедшие из системы Госстраха, зачастую до сих пор используют на практике принцип "они нас - в дверь, а мы - в окно". Но ведет он, скорее, к дискредитации и конкретной компании, и страхования в целом. Необходимо обращение к новым методам организации страхового бизнеса, важно продвигать весь спектр продуктов компании. И обязательное условие для этого - повышение уровня образования работников.

К сожалению, не все страховщики принимают это простое условие. Встречаются наивно самоуверенные специалисты с 5 - 10-летним стажем, заявляющие: "У меня опыт, я все знаю". Менеджмент среднего звена зачастую близоруко не видит необходимости в специальном страховом образовании, в повышении квалификации сотрудников.

На Западе страховой бизнес вкладывает в подготовку персонала миллионы долларов ежегодно. Российский страховой рынок такими результатами похвастать не может, но положительные примеры есть. Образованием и повышением квалификации сотрудников самостоятельно занимаются 73% опрошенных компаний, в 94% проводятся регулярные тренинги для страховых агентов. Но при этом только 40% компаний оценивают уровень подготовки своих агентов как отличный.

Среди передовиков в обучении персонала - федеральные лидеры: РОСНО, РЕСО-Гарантия, Росгосстрах. Эти компании имеют школы страховых агентов и готовят специалистов на хорошем уровне. Обучение кадров усилиями самой страховой компании весьма затратно, особенно если компания широко представлена в регионах. но затраты эти окупаются сторицей.

Усилий только компаний, однако, недостаточно. Страхование сформировало социальный заказ образованию. Государство должно обеспечить подготовку специалистов в государственных вузах, а ректоры негосударственных учреждений - скорректировать свои образовательные программы. Кадровый вакуум на страховом рынке заполнить можно только совместными усилиями.