Без партийного контроля

Общество
Москва, 27.09.2004
«Эксперт Урал» №36 (161)
Система подготовки кадров для органов местной власти за последние годы совершила прорыв в лучшую сторону - она стала ближе к народу

В выступлении 13 сентября президент России фактически отказал в доверии органам власти, избираемым населением. Напомним, губернаторов предложено избирать законодательным собраниям регионов по рекомендации Кремля. Сами законодательные органы, считает Москва, правильнее формировать на партийной основе. Учитывая сокрушительную победу "Единой России" на последних выборах в Госдуму, несложно предположить, что под партийной основой подразумевается "руководящая и направляющая роль". В связи с этим кремлевским чиновникам, очевидно, придется вспомнить опыт работы высших партийных школ, которые в СССР были кузницей управленческих кадров. И, вероятно, неплохой кузницей, если эта система позволила КПСС 70 лет продержаться у власти.
Сергей Зырянов

Между тем за последние 12 лет на базе высших партийных школ внедрены новые и вполне конкурентоспособные по мировым меркам технологии подготовки чиновников. Учитывая, что за ничтожный по историческим меркам срок пришлось переписать весь комплекс учебных программ и перетрясти преподавательский состав, прорыв впечатляет. Более того, академия госслужбы вполне успешно встроилась в рыночные процессы. Разговор об этом - с директором челябинского института Уральской академии госслужбы Сергеем Зыряновым.

- Сергей Григорьевич, от чего зависит успех в образовательном бизнесе?

- Как и в любом другом - от того, насколько качественно и широко ты можешь удовлетворить запросы потенциальных клиентов. Я говорю о диверсификации рыночных предложений. Да, нам непросто конкурировать с Южно-Уральским госуниверситетом, имеющим лицензии на полторы с лишним сотни специальностей. Мы задумались, в чем может состоять наше конкурентное преимущество, уникальное торговое предложение по сравнению с этой образовательной фабрикой? И нашли ответ: мы должны иметь комплекс предложений, ориентированных на запросы конкретных групп клиентов. Наш конек - вторичный рынок образовательных услуг (курсы повышения квалификации, второе высшее образование), хотя в последнее время мы заняли небольшой сегмент и на первичном рынке, сконцентрировавшись на трех специальностях: государственное и муниципальное управление, менеджмент организации и юриспруденция. Главное - мы научились быстро реагировать на запросы общества. Например, как только появился федеральный закон 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", мы практически сразу организовали семинар для глав муниципальных образований с привлечением специалистов министерства юстиции. И так во всем.

Да, масштабы нашего вуза сравнительно скромны, но мы решили превратить этот "недостаток" в достоинство. Так появилось еще одно конкурентное преимущество - индивидуальный подход к клиентам, выстраивание с ними "личных", человеческих отношений. Помимо создания хороших бытовых условий обучения не менее важен и душевный комфорт. Понимая это, мы идем на определенные расходы, которые в других вузах не практикуются. Например, каждый студент получает от нас к Новому году поздравительную открытку, так же мы отмечаем всех, кто успешно окончил очередной учебный год. Скажете, мелочь? Не согласен. Это окупается сторицей. Еще два наших существенных плюса - богатая библиотека и молодой преподавательский состав: средний возраст сотрудников 36 лет. Все они великолепно владеют компьютерами, и внедрение информационных технологий дает заметный экономический эффект.

- Ваша стратегия ценообразования?

- Мы стараемся держаться посредине. Специфика вуза в том, что у нас, как правило, учатся представители государственных и муниципальных органов власти. А они расходуют деньги налогоплательщиков, то есть наши с вами.

- Какова доля среди обучающихся представителей органов власти?

- По закону, государственные и муниципальные служащие обязаны раз в три-пять лет повышать квалификацию в вузах, аналогичных нашему. В Челябинской области примерно 10 тысяч таких служащих. У нас учится в среднем от 800 до 1200 человек, это 20 - 30% от общего числа учащихся.

- В чем ключевое отличие их подготовки, скажем, от менеджера компании?

- Подготовка государственных и муниципальных служащих должна быть в большей степени ориентирована на выполнение ими функций, как говорят в Европе, "публичного администрирования". А задача менеджера - получение прибыли. Но чиновник тоже должен хорошо уметь считать деньги, чтобы чувствовать ответственность за расходование средств налогоплательщиков. Тут особых отличий в подготовке менеджера и госслужащего нет. И те, и другие обязаны знать законы, но у чиновника эти знания должны быть шире. Словом, публичный администратор должен быть и экономистом, и юристом, и психологом.

- Ваш вуз самостоятельно составляет программы обучения?

- Существуют образовательный стандарт и нормативная база министерства образования: они требуют соблюдения определенных содержательных моментов. Однако ученым советам и кафедрам учебных заведений даны большие полномочия в части формирования регионального компонента стандартов. С программами профессиональной подготовки, повышения квалификации, ситуация иная: некоторые мы полностью разрабатываем под потребности наших клиентов, причем сами же их и находим. Кроме того, в стране реализуется масса общероссийских образовательных программ, где возможности для творчества ограничены. Например, мы первыми среди вузов Челябинска выиграли тендер и уже семь лет участвуем в президентской образовательной программе подготовки управленческих кадров для предприятий народного хозяйства. Так вот, в этой программе все жестко регламентировано, мы просто исполняем заказ правительства РФ: оно набирает слушателей, направляет их к нам на обучение, контролирует выполнение программы. Аналогичная программа действует в системе "Институт профессиональных бухгалтеров": мы готовим специалистов по программам, которые разрабатывает министерство финансов РФ совместно с некоммерческим Институтом профессиональных бухгалтеров.

- На ваш взгляд, российский уровень подготовки специалистов сравним с европейским?

- Я довольно хорошо знаком с опытом работы структур, близких по специализации к нашей системе, во Франции и в Германии. В плане "человеческого фактора", с точки зрения восприятия и усвоения информации, воспроизводства ее на практике, мы мало чем отличаемся. Но, во-первых, сами системы государственной и муниципальной службы разные: в одних странах они более эффективны, в других - менее, у нас - вообще только формируются. Во-вторых, отличается мотивировка: в Европе люди идут на государственную службу в поисках стабильности, в надежде работать в этой системе всю жизнь. В Германии, например, если ты поступил на госслужбу и доработал до 28 лет, тебя уже никто не имеет права уволить, если ты, конечно, не нарушил закон. Это определенная гарантия устойчивого положения и карьерного роста. У нас таких гарантий нет. На государственную службу у нас зачастую идут потому, что работа во власти, принадлежность к властному сообществу - это престижно. Кроме того, система власти была в СССР и остается в России притягательным объектом для приложения профессиональных усилий. Хотя заработная плата на государственной и муниципальной службе не самая высокая, но уровень ее все же выше среднего. К тому же, есть определенный пакет социальных гарантий. Нередко люди поступают на службу только для того, чтобы обзавестись кругом полезных знакомых, приобрести личный опыт работы в этой системе. Поработав год-два в органах управления, они возвращаются в бизнес. Я не вижу в этом ничего плохого, если человек не нарушает закон и в какой-то момент не возникает конфликта интересов.

- Какова роль академии в реализации реформы муниципальной и государственной службы?

- Реформа обычно подается как способ уменьшить количество служащих. На практике это не всегда получается, и не только в нашей стране. Например, с реализацией федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в Челябинской области должно появиться 317 муниципальных образований различных уровней, в том числе сельских. Каждое будет иметь главу и аппарат, хоть и маленький. По оценкам экспертов, в результате проведения административной реформы количество муниципальных служащих должно возрасти минимум на треть. Нам предстоит их всех обучать.

- Ваш институт известен и научными исследованиями.

- Они формируют 10% доходной части бюджета, и за последние четыре года эта доля увеличилась в пять раз. Спрос на научно-исследовательские услуги растет. Это свидетельство того, что отечественный бизнес встал на ноги, его интересуют собственные перспективы и он хочет получить ясные и четкие ответы относительно этих перспектив. Мы изучаем кадровую политику и ведем банк данных работающих на государственной и муниципальной службе. Анализируем социально-политическую обстановку в регионе, особенно с точки зрения отношения населения, формирующегося гражданского общества к властным структурам. Для этого помимо традиционных направлений научной работы (истории, философии, экономики, управления) освоили ряд новых: политологию, политический анализ, прикладную социологию. Лаборатория прикладной политологии и социологии работает в институте с 1994 года.

Подчеркну: мы не просто фиксируем градус отношения общества к органам власти, но и выдаем заказчикам, прежде всего чиновникам разного уровня, рекомендации - как улучшить ситуацию. Задачи, которые решают чиновники, не всегда зеркально отражают жизнь людей: она многообразнее, сложнее. Поэтому нужна периодическая корреляция действий органов власти с реакцией населения на состояние дел. Эту корреляцию успешно проводят политики, обладающие чутким умом, ориентированным не только на интересы властвующей элиты, но и на нужды населения. Социологические исследования - один из каналов политической коммуникации, помогающий профессиональным политикам понять, насколько правильно они расставляют акценты. Пример одного из последних преобразований в структурах власти - создание комитета по незаконному обороту наркотиков. По нашим опросам, в течение нескольких лет наркомания неизменно занимала в рейтинге проблем, которые формулировало население, второе-третье места. Власть отреагировала точным управленческим решением.

У партнеров

    Реклама