В зоне 82-километрового Панамского канала конгломерату CK Hutchison принадлежат 43 объекта инфраструктуры, включая портовые сооружения на обеих входах в канал. То есть практически все необходимые для судоходства сооружения. Сумма сделки оценивается в почти $23 млрд и включает не только панамские активы, но и сооружения в других странах присутствия CK Hutchison.
Острая реакция Пекина вызвана тем, что администрация Дональда Трампа с первых дней своей работы пытается вернуть контроль США над стратегически важным каналом, утраченным в 1999 г. В Китае рассматривают продажу панамских активов их владельцем без одобрения властями страны как уступку американскому нажиму. Глава администрации Гонконга Джон Ли еще в середине марта назвал американское поведение «абьюзивным». Государственное управление КНР по регулированию рынка сообщило, что приступает к анализу сделки.
В Вашингтоне 28 марта заявили, что Пекин заинтересован в срыве сделки. Одновременно Госдепартамент позитивно отозвался о планах американских инвесторов приобрести контрольный пакет акций управляющего каналом государственного агентства Autoridad del Canal de Panamá.
Только 12% прибыли CK Hutchison генерируется в Китае – остальное приходится на портовые сооружения в 23 странах, а сама компания зарегистрирована на Каймановых островах. Помимо объектов в зоне Панамского канала, гонконгская компания владеет также объектами вдоль Суэцкого канала.
-
Основной тоннаж трафика по Панамскому каналу создают грузы, направляющиеся (под любым флагом) из/в США (72,5%), из/в КНР (22,1%), из Японии или в нее (14,7%), из Южной Кореи или в нее (10,1%) (данные Autoridad del Canal de Panamá, 2021 г.).
-
В течение 2024 г. через канал прошло 2 судна под российским флагом (данные Autoridad del Canal de Panamá).
-
В 2024 г. из-за сильного обмеления судоходство по каналу сократилось до 11 240 прохождений по сравнению с 14 080 годом ранее (данные Portal logistico de Panamá).

С экономической точки зрения Панамский канал не играет для российских экспортно-импортных операций существенной роли. Но для России как торговой державы решение спора США и Китая вокруг канала имеет очень большое значение, так как оно создает прецедент урегулирования международных разногласий вокруг морских коридоров, предсказуемости применения морского и вообще международного права.
Россия не заинтересована в том, чтобы вокруг вопросов регулирования статуса морских проливов и судоходных каналов начались хаос и самоуправство. Если вопрос регулирования сервисов Панамского канала будет решаться методами силовой перетряски, этот сюжет будет требовать особого внимания.
Почему еще важно следить за урегулированием спора вокруг Панамского канала – поскольку не существует какого-то универсального, всемирно признанного статуса таких объектов. Правовое положение каждого из них – Панамского канала, Суэцкого канала, проливов Босфор и Дарданеллы – регулируется отдельными договорами и конвенциями. Тем более что США не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1994 г. (американцы соблюдают только отдельные ее положения в рамках более широкого международного права).
По умолчанию страна, по чьей территории проходит канал или пролив пролегает полностью внутри национальной территории, может диктовать свои правила прохождения по ним, вплоть до полного закрытия. Но на деле страны стараются таким правом не злоупотреблять, потому что это неизбежно приведет к тем или иным международным санкциям.
Вот для КНР статус Панамского канала имеет как раз решающее значение, потому что через него пролегают основные грузопотоки из Китая в страны Латинской Америки и Европы. Поэтому в Пекине очень остро реагируют на любые попытки изменить статус-кво управления каналом.

Россия не имеет каких-то своих особых интересов в зоне Панамского канала. Логистика российской международной торговли такова, что канал находится в стороне от ее торговых путей. Со странами Юго-Восточной Азии и Океании нам сподручнее обмениваться грузами через Индийский океан, со странами Латинской Америки – через Атлантический.
Поэтому в нынешнем перетягивании каната между США и Китаем за право на управление зоной Панамского канала Россия занимает – и всегда занимала – абсолютно отстраненную, нейтральную позицию. При желании можно придумать претензии, исходя из политических соображений, но в данном случае их никто искать не станет, потому что кто бы ни контролировал судоходство на Панамском перешейке, на интересы России это повлияет мало или вообще никак.
А вот у США могут быть легитимные обоснования своих претензий, потому что канал в 1904-1914 гг. изначально строился на американские средства (почти $390 млн в деньгах того времени) и на тот момент это был самый масштабный инфраструктурный проект за всю историю США. Претензии любых других стран на контроль над каналом, в том числе Китая, поэтому вряд ли можно считать обоснованными.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag