Очень избирательная помощь

3 декабря 2008, 15:27

Будучи в Ярославле, премьер-министр Владимир Путин не только поставил точку в борьбе государства за контроль над частным НПО «Сатурн», но и определил судьбу одного из самых амбициозных двигателестроительных проектов отечественного автопрома, поообещав ярославскому «Автодизелю» кредит в размере 10,7 млрд рублей от Внешэкономбанка под создание нового семейства дизельных двигателей.

Предполагаемый кредит пойдет на реализацию проекта «Автодизеля» (входит в группу ГАЗ Олега Дерипаски) по производству нового семейства дизельных двигателей ЯМЗ-530, отвечающего стандарту «Евро-4». «Конечно, будем рассматривать этот вопрос на наблюдательном совете ВЭБа и внимательно проанализируем все составляющие проекта. У него много плюсов, чтобы решение было положительным», – заявил премьер-министр на совещании по обсуждению ситуации на «Автодизеле», состоявшемся вчера в Ярославле. Председатель ВЭБа Владимир Дмитриев сообщил, что кредитный комитет банка рассмотрит вопрос о выделении кредита в размере 10,7 млрд рублей в середине декабря. По его словам, вопрос прорабатывается с сентября. Проведены консультации с национальными страховыми агентствами в тех странах, из которых будет поставляться оборудование, и они готовы предоставлять льготные связанные кредиты. Сомнение пока вызывает только наличие спроса на новые двигатели. «Пока не могу с уверенностью сказать, что в условиях нынешних рынков этот проект будет состоятельным в утвержденных параметрах», – посетовал Дмитриев. Стоит добавить, что речь в данном случае идет не о коммерческой целесообразности проекта в целом, а только о сроках его окупаемости, которые, очевидно, будут более длительными.

Нехватка средств на глобальный инвестпроект – далеко не единственная проблема «Автодизеля», страдающего, как и весь российский, да и мировой автопром, от падения сбыта. За последние три месяца объем производства на ярославском заводе упал в пять раз, возросла долговая нагрузка, завод был вынужден перейти на трехдневную рабочую неделю. Группа ГАЗ, в которую входит «Автодизель», также испытывает финансовые проблемы и еще в конце октября обратилась к правительству с просьбой предоставить кредиты всему российскому автомобилестроению в размере 100 млрд рублей. Для себя ГАЗ просил 45 млрд, в том числе 15 млрд на ярославский проект. Однако пока государство решило помочь холдингу только в реализации этого инвестпроекта, а 30 млрд на стабилизацию оперативной деятельности своих предприятий, в том числе и «Автодизеля», ГАЗ так и не дождался.

Избирательность помощи в данном случае оправдана – производство дизелей нового поколения как технологический рывок важно для развития всего отечественного автопрома. Кроме того, некоторую роль могло сыграть то, что государство не захотело терять свою собственность (30% акций «Автодизеля» принадлежит «Ростехнологиям») в результате банкротства завода. Если выделение кредита будет одобрено наблюдательным советом ВЭБа, этот заем окажется самой крупной на настоящий момент помощью государства отечественному автопроизводителю.

Но есть интересная особенность, сводящая практически к нулю антикризисную значимость этих средств. Кредит выдается с определенной целью, и в отличие от АвтоВАЗа ГАЗ не сможет его использовать на текущие нужды, например на оплату кредиторской задолженности того же «Автодизеля». То есть 10,7 млрд рублей практически никак не облегчат положение завода и автохолдинга в целом, поскольку пойдут «на будущее». Концерну же придется продолжить самостоятельный поиск средств для спасения. Правда, практически все крупные автопроизводители мира признали неспособность вылезти из кризиса своими силами. При этом государство, безусловно, не допустит банкротства ГАЗа, одного из трех китов отчественного автопрома. Один из возможных путей – частичная национализация, пример которой был продемонстрирован там же, в Ярославле – акционеры НПО «Сатурн» долго сопротивлялись вхождению предприятия в Объединенную двигателестроительную корпорацию, которую сейчас формирует «дочка» «Ростехнологий» – ОПК «Оборонпром». Однако государство воспользовалось кризисом и все же получило контрольный пакет акций «Сатурна» в обмен на финансовую помощь. Возвращаясь к автопрому, отметим, что «Ростехнологии» уже контролируют АвтоВАЗ и (частично) КамАЗ. Логичным продолжением экспансии госкорпорации на авторынок является контроль над ГАЗом. И если государство еще немного помедлит с помощью, то через некоторое время блокпакет акций (как минимум) ГАЗа буквально сам упадет в руки Сергея Чемезова.