Дерзкая затея

Вадим Пономарев
16 сентября 2010, 17:42

Россия планирует в следующем году ввести рынок тепловой энергии. Об этом журналистам в Архангельске сообщил министр энергетики страны Сергей Шматко. «Мы приняли в этом году закон о теплоснабжении, и наша задача в 2011 году ввести полноценный рынок тепла», — отметил он.

По словам министра, рынок тепла призван решить проблему неплатежей за теплоэнергию со стороны управляющих компаний и коммунального хозяйства. «Только по теплу за зиму 2009–2010 годов задолженность перед «большой теплоэнергетикой» со стороны жилищно-коммунального хозяйства выросла с 30 до 90 млрд рублей. Я считаю, что мы имеем реальную структурную проблему, и решение здесь состоит в том, чтобы как можно скорее вместе с администрациями регионов запустить на уровне муниципальных хозяйств настоящую реформу по созданию нормального, цивилизованного рынка тепла, примерно такого же, как в электроэнергетике», — подчеркнул министр.

Проблема неплатежей за поставленное тепло действительно очень остра в современной России. И обусловлена она устройством самой системы платежей. Население как основной потребитель тепла в городах рассчитывается с поставщиками теплоресурсов — территориальными генерирующими компаниями (ТГК) — не напрямую, а через управляющие компании и муниципальные предприятия ЖКХ. И если со вторых еще есть какой-то спрос, то с первых взять нечего — они не обладают никаким имуществом, поэтому привлечь их к ответственности за то, что они пускают платежи, предназначенные для ТГК, на другие цели, практически нереально. Кроме того, как показывает практика, наиболее действенным способом взымания платы с должника за тепло является отключение оного. Но российское законодательство запрещает это делать зимой, а манипуляции с горячей водой летом должного эффекта не производят — долги не уменьшаются. Поэтому «голубая мечта» каждого топ-менеджера ТГК — подобраться как можно ближе к батарее отопления конкретного горожанина и непосредственно с него получать плату за оказываемые услуги по теплоснабжению.

Конечно, это противоречит идее развития конкуренции в сфере теплоснабжения горожан, которая до сих пор бытует в умах чиновников, как и десять лет назад. Ведь когда создавались управляющие компании (УК), тоже предполагалось, что ими станут самые предприимчивые, самые экономные, самые доброжелательные, предупредительные и т. д. А самое главное — они будут действовать в рыночных условиях и жители сами будут выбирать, какой УК отдать предпочтение… На практике же оказалось, что большинство УК создано чиновниками и приближенными к ним лицами, и к развитию конкуренции они на этом рынке не имеют никакого отношения.

Поэтому, например, вторая по величине отечественная ТГК «Волжская ТГК» (ВоТГК, работает на территории Самарской, Саратовской, Ульяновской и Оренбургской областей) — на этой неделе объявила, что стала владельцем 100% Ульяновской теплотранспортной компании, которая по трубам транспортирует выработанное ВоТГК тепло в дома ульяновцев. А в прошлом году генкомпания получила управление над двумя основными муниципальными перепродавцами тепловой энергии в столице Ульяновской области — теплотранспортными предприятиями «Городской теплосервис» и «Теплоком». Энергетиков можно понять. Город, в котором родился Ленин, на протяжении последних нескольких лет стабильно не платит за поставляемое его жителям тепло (с промышленными предприятиями попроще — перекрыл задвижку и на следующий день получил деньги). Долг потребителей Ульяновска на момент окончания прошлого отопительного сезона составил 1,5 млрд рублей (по 2,5 тыс. рублей на жителя). И решить эту проблему в рамках существующей модели ЖКХ, не породив при этом региональный монополизм, в России практически невозможно.

Это прекрасно понимал экс-глава РАО «ЕЭС России» и идеолог реформы энергетики в России Анатолий Чубайс. Напомним, что суть реформы была в том, чтобы отделить генерацию электроэнергии от ее продаж и транспортировки. В первых двух сферах были созданы конкурентные компании, транспортировка же осталась под контролем государства. Но сделать то же самое в производстве тепла невозможно. Незадолго до ликвидации федерального энерголдинга Чубайс рассказывал корреспонденту «Эксперта Оnline»: «Мы специально не стали заниматься развитием конкурентной среды в производстве тепла. Потому что в России это невозможно сделать технологически». В отличие от Европы, где в одном маленьком городке может быть несколько независимых крупных источников теплоснабжения, в России теплоснабжение в основном централизовано и принадлежит одному крупному игроку — ТГК. Это исторически обусловлено и оправдано. Развить конкуренцию здесь можно, только разрушив всю систему теплоснабжения. К чему это может привести, учитывая наши зимы, понятно. Поэтому, наверное, единственный путь сдерживания роста тарифов на тепло, если такую цель ставит перед собой государство, — сдерживание аппетитов монополистов, начиная от основного поставщика топлива на тепловые электростанции «Газпрома» и заканчивая контролем за нормами прибыльности на ТГК.