1. Идеологические установки законопроекта, выраженные в явной или неявной форме |
1.1. Образование – преимущественно рыночная услуга. Любая образовательная деятельность – услуга |
1.1. Образование (по крайней мере, дошкольное и школьное) – преимущественно внерыночная сфера, социальное служение. Услугой считается исключительно деятельность за пределами реализации образовательных программ (консультационные услуги, репетиторство и т. п.) |
1.1. В законопроекте ОДВ – КПРФ понятие «образовательная услуга» относится исключительно к образовательной деятельности за пределами реализации образовательных программ |
1.2. Затраты на образование – часть бремени государственных расходов, которые нужно уменьшать |
1.2. Затраты на образование – это долгосрочные инвестиции в человека, чрезвычайно выгодные для государства |
|
1.3. Основная цель образования – формирование квалифицированного потребителя (педагогика потребления) |
1.3. Основная цель образования – многостороннее развитие способностей личности (творческая педагогика) |
|
1.4. Отношения учителя и ученика в широком смысле должны иметь преимущественно функциональный характер (педагогика услуг) |
1.4. Отношения учителя и ученика в широком смысле должны иметь преимущественно личностный характер (педагогика сотрудничества) |
|
1.5. Ориентация преимущественно на прагматические задачи образования, включая функциональную грамотность (образование ради успеха и личной выгоды) |
1.5. Ориентация преимущественно на фундаментальное образование (образование ради культуры) |
|
1.6. Ориентация преимущественно на элитарное образование: массовое примитивизированное образование – для большинства; высококачественное образование – для богатых и управляющих |
1.6. Ориентация преимущественно на эгалитарное образование: обеспечение максимально равных образовательных возможностей, высококачественное образование – для всех |
|
2. Доля расходов консолидированного бюджета РФ на образование |
Нормы отсутствуют |
Не менее 7% от объема ВВП в РФ |
В настоящее время, по данным Общественной палаты РФ, составляет около 3,5%, (по данным Росстата – в 2010 году – 4,2%); в СССР в 1970 г., по данным Мирового банка, составляла 7%. В странах, осуществляющих модернизацию, как правило, составляет 7% и более |
3. Доля расходов федерального бюджета на высшее образование |
Нормы отсутствуют |
Не менее 7% от расходной части федерального бюджета |
В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. должна была составлять не менее 3%, однако в условиях передачи большей части социальных расходов в бюджеты субъектов РФ, в связи с чем расходная часть федерального бюджета сократилась, показатель требует повышения |
4. Принципы финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений |
Подушевое финансирование с оговорками в отношении малокомплектных и (или) сельских школ |
Нормативное финансирование, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение получает по смете, независимо от количества обучающихся, а остальные средства – по подушевому принципу |
Опыт развитых стран показывает, что подушевой принцип финансирования образовательных учреждений используется практически везде, но нигде – в качестве единственного. В противном случае неравенство возможностей в сфере образования резко усиливается |
5. Налогообложение образовательной деятельности |
Нормы отсутствуют |
В части доходов, направляемых в образовательный процесс (включая зарплату) в данном учреждении (в том числе негосударственном), оно освобождается от всех налогов и платежей |
Законопроект ОДВ – КПРФ в этой части соответствует нормам российских законов «Об образовании» 1992 и 1996 гг. и практике большинства индустриально развитых стран. Напротив, налогообложение образовательных учреждений приводит к повышению платы за обучение и нарушает принцип равенства условий деятельности государственных и негосударственных учреждений. |
6. Образовательное кредитование |
Предусматривается в самом общем виде для студентов ссузов и вузов (включая основной и сопутствующий образовательные кредиты); конкретные нормы предполагается включить в государственную программу образовательного кредитования, которая должна утверждаться правительством |
Предусматривает возможность получения всеми нуждающимися образовательного и социального образовательного кредитов; ставка по кредитам устанавливается на уровне половины ставки рефинансирования ЦБ РФ. Срок погашения кредита – не менее 20 лет; кредит погашается при наличии у выпускника зарплаты не менее пяти прожиточных минимумов в субъекте РФ, где проживает выпускник. В случае отъезда гражданина на постоянное место жительства за рубеж кредит возвращается полностью до отъезда |
С учётом отечественных особенностей соответствует практике государств с либеральной моделью экономики и низкой долей бюджетных студентов (Великобритания, США) |
7. Структура государственных образовательных стандартов |
Включает требования к структуре основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ |
Включает требования к содержанию основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ, предельный объем нагрузки обучающихся |
В настоящее время и в официальном законопроекте содержание образования стандартом не регулируется, что уничтожает сам смысл стандарта и приводит к падению качества образования. Законопроект ОДВ – КПРФ возвращает содержание образования в стандарт в качестве его центрального элемента |
8. Перечень обязательных учебных предметов в школе |
Нормы отсутствуют. Перечень предметов устанавливается школьным стандартом. |
Предлагается перечень обязательных для изучения в школе предметов: - русский язык, родной язык; - литература, родная литература; - иностранный язык (иностранные языки); - математика (включая алгебру и геометрию); - информатика; - история (включая историю России и всемирную историю); - обществознание (включая основы государства и права, а на ступени среднего общего образования – краткую историю философии, основы экономики и социологии); - география; - основы естествознания (природоведение) на ступени начального общего и основного общего образования; - физика (включая астрономию); - химия; - биология; - искусство (включая музыку, изобразительное искусство и мировую художественную культуру); - технология; - физическая культура; - основы безопасности жизнедеятельности |
Проблема приобрела особую актуальность после того, как в первой версии образовательного стандарта для старшей школы, подготовленной группой А.Н. Кондакова, обязательными были объявлены лишь четыре предмета: «Россия в мире» физкультура, ОБЖ, индивидуальный проект учащегося. Законопроект ОДВ – КПРФ делает невозможными подобные эксперименты |
9. Оплата внеурочной работы |
Нормы отсутствуют |
Финансируются из соответствующих бюджетов не менее 10 часов внеурочной работы в неделю |
Предложение ОДВ направлено на обеспечение многостороннего развития личности ребенка |
10. Занятие индивидуальной педагогической деятельностью с учащимися организации, в которой работает педагог |
Допускается при отсутствии конфликта интересов |
Допускается только за пределами содержания образовательных программ, реализуемых данной образовательной организацией |
ФЗ № 83 (об автономных, бюджетных и казённых учреждениях) заставляет школы и педагогов на уроках давать материал не полностью, фактически принуждая родителей платить за факультативы и дополнительные занятия |
11. Ответственность за обеспечение установленных федеральными стандартами финансовых и материально-технических условий реализации основных образовательных программ |
Отвечают сами образовательные организации, в т.ч. государственные и муниципальные |
За обеспечение предусмотренных стандартами финансовых и материально-технических условий в государственных и муниципальных образовательных общеобразовательных учреждениях несут ответственность региональные правительства; в государственных и муниципальных профессиональных образовательных учреждения - их учредители |
В настоящее время в стране соответствуют «стандартным условиям» лишь несколько процентов школ. Официальный законопроект без значительного увеличения финансирования школы, приведет к резкому росту поборов с родителей в целях создания «стандартных» условий |
12. Государственная информационно-образовательная политика |
Нормы отсутствуют |
Российская Федерация, субъекты РФ создают электронные СМИ, специально предназначенные для реализации образовательных программ и повышения образовательного уровня населения. Негосударственные электронные СМИ, реализующие образовательные программы для населения, вправе пользоваться поддержкой государства, в том числе грантами и налоговыми льготами |
Одна из главных причин падения образовательного уровня населения РФ, признанного Президентом страны и зафиксированного сравнительными международными исследованиями, – явный недостаток образовательных программ на федеральных теле-радио каналах, их примитивно развлекательная ориентация. Воссоздание специальных образовательных каналов и стимулирование производства образовательных программ на иных каналах представляется абсолютно необходимым условием повышения престижа образования и уровня культуры в обществе |
13. Информационные, телекоммуникационные и (или) электронные образовательные технологии |
Образовательные организации вправе использовать дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение при реализации программ различных уровней и направленности при всех формах обучения и их сочетании, за исключением случаев, установленных законом |
Помимо норм правительственного законопроекта, включены следующие положения: - учащиеся, осваивающие образовательные программы посредством электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, за счет средств бюджетов РФ, должны быть обеспечены компьютерной и иной электронной техникой, программным обеспечением, доступом к телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам за счет средств этих бюджетов; - при лицензировании и аккредитации должно учитываться использование электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий |
В высокоразвитых странах использование современных образовательных технологий, включая электронное обучение, рассматривается как основное направление повышения конкурентоспособности образования и образовательного уровня населения в целом. По признанию Президента РФ Д. Медведева, Российская Федерация в этом отношении существенно отстает, причем отставание увеличивается. В настоящее время развитие ИКТ в образовании искусственно сдерживается существующим законодательством, причем законопроект Минобрнауки усиливает эту тенденцию |
14. Уровень зарплаты школьных учителей и воспитателей детских садов |
Уровень заработной платы педагогов должен быть не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики в субъекте РФ |
Средние ставки педагогических работников образовательных учреждений устанавливаются выше средней заработной платы в промышленных отраслях субъекта РФ, но не ниже средней заработной платы в промышленных отраслях России |
Нормы официального законопроекта приравнивают зарплату педагога, как правило, работающего примерно на полторы ставки, к зарплате среднего работника. Законопроект ОДВ – КПРФ предполагает средние ставки педагогов выше средней зарплаты в промышленных отраслях, т.е. устанавливает зарплаты в образовании примерно в полтора раза выше, чем правительственный законопроект. Поскольку в первых версиях официального проекта нормы отсутствовали, можно считать, что предложения ОДВ – КПРФ частично учтены |
15. Доплата за классное руководство |
Нормы отсутствуют |
Устанавливается доплата 3000 рублей в месяц |
Согласно так называемому национальному проекту «Образование» в 2006 г. была установлена в размере 1000 рублей и с тех пор не индексровалась |
16. Зарплата мастеров производственного обучения в системе начального профессионального образования |
Нормы отсутствуют |
Устанавливается выше полуторного размера средней заработной платы в промышленных отраслях субъекта РФ, но не ниже полуторного размера средней заработной платы в промышленных отраслях России |
Законопроект ОДВ – КПРФ соответствует требованиям Ассоциации директоров учреждений начального и среднего профессионального образования. Существующая диспропорция в оплате труда производственников и мастеров производственного обучения не позволяет учреждениям образования подбирать и сохранять высококвалифицированных специалистов для подготовки высококвалифицированных рабочих |
17. Зарплата преподавателей ссузов |
Нормы отсутствуют |
Средние ставки педагогических работников устанавливаются не ниже 150% от средней зарплаты в промышленных отраслях субъекта РФ, но не ниже полуторного размера средней заработной платы в промышленных отраслях России |
Более высокая оплата труда по сравнению со средней по системе образования связана с необходимостью более высокой квалификации труда работников |
18. Зарплата профессорско-преподавательского состава вузов |
Нормы отсутствуют |
Средние ставки педагогических работников устанавливаются на уровне не ниже двух средних заработных плат в промышленных отраслях РФ. Минимальная ставка педагогических работников вузов не может быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда |
Норма в основном соответствует законам РФ «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг. и связана с особенно высокими требованиями к квалификации труда |
19. Надбавки за ученую степень |
Конкретные нормы отсутствуют |
Устанавливается для: докторов наук – 15000 рублей; кандидатов наук – 8000 рублей вне зависимости от типа образовательной организации, в которой они работают |
|
20. Надбавки за ученое звание работников вузов |
Конкретные нормы отсутствуют |
Устанавливается для: профессоров – 60 процентов ставки (оклада); доцентов – 40 процентов ставки (оклада) |
|
21. Пенсионное обеспечение и иные социальные гарантии для педагогических работников |
Нормы практически отсутствуют |
Устанавливаются на уровне, предусмотренном действующим законодательством для государственных служащих |
Норма соответствует требованиям нескольких десятков законодательных собраний регионов, направленным в Госдуму в начале 2000-х гг. |
22. Право педагогов на досрочную пенсию |
Нормы отсутствуют |
Законопроект предусматривает право на досрочную пенсию для всех педагогов, работающих с детьми, независимо от должности, типа и вида организации для детей. |
|
23. Педагоги дополнительного образования детей |
Организации дополнительного образования детей упоминаются только применительно к детским школам искусств |
Законопроект устанавливает тип образовательной организации – организация дополнительного образования детей |
Официальный законопроект лишает значительную часть педагогов дополнительного образования права на досрочную пенсию, поскольку такое право имеют лишь педагогические работники образовательных организаций для детей |
24. Финансовые гарантии реализации права педагогов на повышение квалификации |
Нормы отсутствуют |
Затраты на повышение квалификации педагогических работников включаются в норматив финансового обеспечения госгарантий в сфере образования |
|
25. Право на дошкольное образование |
Дошкольное образование общедоступно и бесплатно |
Дошкольное образование общедоступно и бесплатно |
Соответствует конституционной норме |
26. Размер компенсаций родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях |
Компенсация устанавливается: на первого ребенка – не менее 20%; на второго ребенка – 50%; на третьего ребенка – 70% родительской платы |
Компенсация устанавливается: на первого ребенка – 40%; на второго ребенка – 70%; на третьего и последующих детей – 100% родительской платы. Федеральный бюджет участвует в софинансировании по принципу 50:50 |
Более высокий уровень компенсаций в законопроекте ОДВ – КПРФ направлен на стимулирование демографического роста и поддержку многодетных семей |
27. Компенсация затрат родителей на образование детей в негосударственных дошкольных учреждениях |
К расходным обязательства субъекта РФ отнесено финансирование получения дошкольного образования в аккредитованных частных образовательных организациях в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных образовательных организаций |
Затраты родителей должны компенсироваться в соответствии с нормативами финансирования, установленными для государственных и муниципальных дошкольных учреждений в субъекте РФ |
Нормы практически совпадают, механизм, предложенный ОДВ – КПРФ, более правильный, т.к. делает работу негосударственных дошкольных организаций независимой от несвоевременного финансирования. Поскольку эта норма отсутствовала в предыдущих версиях законопроекта, можно считать, что она заимствована из законопроекта ОДВ – КПРФ |
28. Число детей в группе детского сада |
Нормы отсутствуют |
Не более 20 |
Положение направлено, в частности, против переполнения детских садов. В настоящее время Роспотребнадзор разрешил принимать в них детей из расчёта площади 2 кв.м. на одного ребёнка |
29. Право на общее (школьное) образование |
Общее (школьное) образование обязательно и бесплатно |
Общее (школьное) образование обязательно и бесплатно |
Оба законопроекта расширяют права, предусмотренные Конституцией, где обязательным и бесплатным признается только основное общее образование |
30. Возможность конкурсного отбора в дошкольные образовательные учреждения и школы |
Конкурсный отбор в дошкольные образовательные учреждения, а также в школы (за исключением старших классов с углублённым изучением отдельных предметов, школ искусств и спортивных школ) запрещается |
Конкурсный отбор в дошкольные образовательные учреждения, а также в школы (за исключением старших классов с углубленным изучением отдельных предметов, школ искусств и спортивных школ) запрещается |
Хотя, согласно действующей Конституции и Закону РФ «Об образовании», дошкольное и общее образование в России общедоступно и бесплатно, прямой запрет проводить конкурс в соответствующие учреждения в действующем законодательстве отсутствует, а потому конкурсный отбор и разного рода тестирования приобрели широкое распространение. Законопроектом ОДВ – КПРФ предложено полностью исключить такую возможность, превращающую образование из «социального лифта» в средство ранней социальной сегрегации. Третья версия официального законопроекта целиком заимствует это предложение, хотя прежде Правительство и думское большинство провалили аналогичный законопроект депутата Смолина |
31. Бюджетное финансирование негосударственной школы |
К расходным обязательства субъекта РФ отнесено финансирование получения школьного образования в аккредитованных частных образовательных организациях в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных образовательных организаций |
Затраты родителей на обучение детей в негосударственной школе должны компенсироваться по нормативам финансирования, установленным для государственных школ |
Нормы практически совпадают. Механизм, предложенный ОДВ – КПРФ, более правильный, т.к. делает работу негосударственной школы независимой от несвоевременного финансирования. Поскольку эта норма отсутствовала в предыдущих версиях законопроекта, можно считать, что она заимствована из законопроекта ОДВ – КПРФ |
32. Число детей в классе |
Норма отсутствует |
Не более 20 |
Сокращение числа детей в классе приведёт к повышению качества школьного образования и позволит отказаться от массовых сокращений 200 тыс. школьных учителей, объявленных Минобрнауки неизбежными |
33. Финансирование сельской школы |
Школы, отнесённые органами государственной власти субъектов РФ к малокомплектным или сельским, должны финансироваться с учетом затрат, не зависящих от количества учеников |
Финансирование малокомплектной сельской школы осуществляется вне зависимости от количества учащихся |
В первых версиях официального проекта норма отсутствовала и по смыслу заимствована из проекта ОДВ – КПРФ. Однако региональная власть вправе выбирать, какие именно школы относить к малокомплектным или сельским. Это создает возможность для произвола |
34. Нефинансовые гарантии сохранения сельской школы |
Реорганизация и ликвидация сельских школ возможна с согласия либо схода граждан, либо органа местного самоуправления данного поселения |
Без согласия сельского схода запрещается не только ликвидация, но и реорганизация сельской школы |
По данным Минобрнауки, количество школ в России составляло: 1995-1996 – 68971; 2000-2001 – 67063; 2005-2006 – 61497; 2009-2010 – 51583; 2010-2011 – 48662. Таким образом, во второй половине 1990-х гг. оно сократилось на 1 908 школ, а в ХХI веке – на 18 401. Это не только нарушает право ребёнка на образование на селе, но и представляет собой угрозу национальной безопасности, создавая огромные пустующие территории при перенаселённых пограничных государствах. Первые версии официального законопроекта не упоминали сход граждан, в третьей версии норма частично заимствована из проекта ОДВ – КПРФ. Однако возможность выбора между решением схода граждан или органа местного самоуправления облегчает властям закрытие сельской школы (на депутатов давить легче, чем на сельский сход) |
35. Территориальная доступность сельской школы |
Нормы отсутствуют |
Не допускается закрытие или реорганизация сельской школы, если это приведет к тому, что расстояние от места жительства учащегося до школы составит более двух километров |
|
36. Коммунальные льготы для сельских педагогов |
Размер, условия, порядок возмещения расходов на коммунальные льготы учителей устанавливают субъектами РФ. Прямые гарантии сохранения льгот отсутствуют. В большинстве регионов льготы будут сокращаться |
Предусматривает сохранение в полном объеме коммунальных льгот, установленных законом «Об образовании» 1992 г., включая бесплатную аренду и (или) обслуживании жилья с бесплатным отоплением и электроэнергией для сельских педагогов |
Законопроект Минобрнауки понижает доходы и статус сельского педагога, и без того крайне низкие. В большинстве регионов льготы будут сокращаться. Третья версия официального проект сделала шаг назад даже по сравнению с предыдущими версиями |
37. Обеспечение школьников учебной литературой |
Осуществляется за счет региональных бюджетов в соответствии с установленными нормативами |
Осуществляется за счет региональных бюджетов при поддержке федерального бюджета |
На практике нормативы финансового обеспечения, указанные в правительственном проекте, не позволяют закупать учебники для всех детей; во многих регионах выделенных средств хватает только для начальных классов или даже только для первого класса |
38. Отбор учебной литературы и выпускающих ее издательств |
Минобрнауки вправе отбирать для школ учебники, учебные пособия, а также издательства, которым разрешено издавать учебную литературу |
Минобрнауки вправе отбирать для школ учебники и учебные пособия, но не издающие их организации |
Отбор издательств, которым разрешено издавать учебную литературу, лишён всякого смысла и представляет собой явный шаг к монополизации рынка учебных изданий. Вследствие этого он создаёт условия для коррупции |
39. Итоговая аттестация в школе |
Основная форма – ЕГЭ с использованием тестоподобных заданий с выбором ответа |
Экзамены в традиционной форме с участием внешних экзаменаторов; желающие выпускники вправе сдать ЕГЭ; тестирование может применяться для текущего контроля знаний |
По мнению большинства независимых экспертов, ЕГЭ в тестоподобной форме препятствует развитию творческих способностей, заменяя настоящее образование «дрессировкой». Согласно опросам социологов, большая часть населения России считает возможным ЕГЭ только на добровольной основе и предпочитает традиционные формы экзаменов[1]. |
40. Начальное профессиональное образование (НПО) |
Как особый уровень образования отсутствует и заменяется либо профессиональным обучением (т.е. выработкой элементарных навыков профессиональной деятельности), либо подготовкой высококвалифицированных рабочих в рамках среднего профессионального образования |
Сохраняется начальное профессиональное образование как особый образовательный уровень и учреждения НПО, которые этот уровень реализуют. Начальное профессиональное образование общедоступно и бесплатно |
Следствия законопроекта Минобрнауки очевидны: большинство современных учащихся системы НПО не смогут получить среднего профессионального образования и вынуждены будут довольствоваться элементарными профессиональными навыками без повышения общеобразовательного уровня. Поэтому данное предложение вызвало бурю протестов. В настоящее время на руках у автора находятся письма протеста, подписанные десятками академиков, Ассоциациями учреждений, организациями-работодателями, включая Газпром и угольные шахты, а также лично изобретателем автомата М. Калашниковым |
41. Право на среднее профессиональное образование (СПО) |
СПО общедоступно и бесплатно, за исключением случаев, когда требуется наличие у поступающих особых творческих способностей, физических и психологических качеств. |
СПО общедоступно и бесплатно, за исключением случаев, когда требуется наличие у поступающих особых творческих способностей, физических и психологических качеств. Если на отдельные особо престижные специальности число поданных заявлений превышает число бюджетных мест, то проводится конкурс |
Конституция предусматривает общедоступность и бесплатность СПО |
42. Право на высшее профессиональное образование |
Высшее профессиональное образование бесплатно на конкурсной основе |
Высшее профессиональное образование бесплатно на конкурсной основе |
Оба законопроекта в этой части соответствуют Конституции РФ |
43. Льготы при поступлении в высшие учебные заведения |
Большинство существующих льгот ликвидируются, в т.ч. для детей-сирот, и заменяются возможностью учиться на подготовительных отделениях. В пределах 10-процентной квоты льготы сохраняются только для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп |
Сохраняются существующие льготы, в т.ч. для детей-сирот и инвалидов. Льготы распространяются на инвалидов с детства III группы по слуху[2] Минобрнауки предоставляется право устанавливать квоты для абитуриентов-льготников в МГУ и СПбГУ, а также в другие вузы по отдельным специальностям |
Сохранение льгот при поступлении в вузы, в особенности для сирот и инвалидов, необходимо в целях уменьшения неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы. Это своеобразная привилегия во имя равенства. При этом следует иметь в виду, что, например, инвалиды составляют не более 1% студентов и не более 1,5% абитуриентов в России. В первых версиях официального законопроекта льготы для абитуриентов отсутствовали вообще. В третьей версии они заимствованы из проекта ОДВ – КПРФ |
44. Льготы при поступлении в магистратуру |
Нормы отсутствуют |
Льготы предоставляются инвалидам I и II групп, а также инвалидам с детства III группы по слуху |
Нормы законопроекта ОДВ – КПРФ направлены на обеспечение инвалидам возможности получения полноценного высшего образования |
45. Соотношение бюджетного и внебюджетного высшего образования |
За счет средств федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 800 граждан из каждых 10 тыс. в возрасте от 17 до 30 лет |
За счет средств Федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 260 студентов на 10 тыс. населения |
В 1980 г. в расчёте на 10 тыс. населения в СССР было 220 бюджетных студентов. В настоящее время, по данным, озвученным на коллегии Минобрнауки в январе 2011 г., этот показатель составляет 172 студента на 10 тыс. населения. Очевидно, что для перехода к «обществу знаний» этот норматив должен быть резко повышен. Расчет численности студентов на 10 тыс. населения является всемирно признанным, тогда как расчет доли студентов от населения 17-30 лет представляет собой некоторую отечественную «инновацию». При этом, по предварительным расчётам, предложенный Минобрнауки норматив соответствует 182 студентам на 10 тыс. населения, т.е. на 78 студентов (30%) меньше, чем в проекте ОДВ – КПРФ |
46. Бюджетное финансирование негосударственных профессиональных учебных заведений |
Предполагается осуществлять исключительно на основе государственных заданий |
Аккредитованные негосударственные профессиональные образовательные учреждения финансируются на основе государственных заданий |
|
47. Основные виды высших учебных заведений |
Нормы отсутствуют. Устанавливаются лишь категории университетов, находящихся в ведении РФ. Особый статус имеют Московский и Санкт-Петербургский университеты |
Институт, академия, университет. Категории университетов: - федеральный; - исследовательский. МГУ и СПбГУ имеют особый статус. Федеральным законом особый статус может быть придан также другим вузам, имеющим особую общероссийскую значимость. |
Последствия принятия правительственного законопроекта в этой части трудно прогнозируемы. Например, если при лицензировании и аккредитации вузов будут применены критерии, в настоящее время установленные для университетов, большинство действующих академий и институтов либо будут закрыты, либо принудительно «реструктуризированы» путём их искусственного присоединения к крупным университетам |
48. Отношение к Болонскому процессу и двухуровневой системе высшего образования |
Принудительный перевод большинства вузов на программы бакалавриата. Сокращение для большинства студентов сроков обучения на один год, а количества занятий по профильным предметам – на 40% |
Добровольность участия в Болонском процессе; право выбора между программами бакалавриата и «специалитета» сохраняется за вузами, а траектории обучения – за студентами: после бакалавриата можно перейти на «специалитет» или в магистратуру, после «специалитета» – в магистратуру без дополнительного конкурса |
Законопроект Минобрнауки для большинства студентов ограничивает доступ к высшему образованию второй ступени, что приведёт к понижению качества высшего образования |
49. Выборы ректоров государственных и муниципальных вузов |
Требуется предварительная аттестация кандидатов на должность ректора. Ректоры МГУ и СпбГУ и федеральных университетов назначаются Президентом без избрания коллективом вуза. |
Ректор любого государственного и муниципального высшего учебного заведения избирается общим собранием коллектива, без всякой предварительной аттестации. В случае неутверждения его учредителем проводятся новые выборы. Если тот же кандидат набрал не менее 2/3 участников общего собрания (конференции) вуза, он назначается учредителем в обязательном порядке. |
Законопроект ОДВ-КПРФ восстанавливает демократические процедуры управления вузом |
50. Социальная стипендия учащихся в государственных (муниципальных) профессиональных учебных заведениях |
Устанавливается на уровне не менее полуторократного размера государственной академической стипендии, но только в случае, если будут приняты специальные федеральные законы и в пределах средств, выделяемых данной организации на стипендии |
Соответствует прожиточному минимуму трудоспособного населения |
Законопроект ОДВ – КПРФ имеет целью уменьшение неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы, а также повышение качества образования, поскольку студенты с низкими доходами при современном уровне стипендии не имеют возможности нормально учиться. Уровень социальных стипендий в официальном законопроекте по сравнению с проектом ОДВ – КПРФ предлагается вдвое ниже для студентов вузов (50% прожиточного минимума) и втрое ниже для студентов ссузов (33% прожиточного минимума). При этом нуждающимся студентам социальная стипендия не гарантирована, т.к. её назначение зависит от принятия специальных федеральных законов. Поскольку в первых версиях официального проекта норма отсутствовала, она в ухудшенном виде заимствована из проекта ОДВ – КПРФ |
51. Расчётная академическая стипендия студентов вузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях |
Устанавливается на уровне не менее половины минимального размера оплаты труда |
Устанавливается на уровне 80% от прожиточного минимума трудоспособного населения |
В конце первого полугодия 2011 г. «минималка» в России составляла 4600 руб., а прожиточный минимум работающего человека – около 7000 руб. Соответственно, стипендия должна составить 2300 руб. / 7000 руб. = около 33% от прожиточного минимума или примерно в 2,5 раза меньше того, что предложено законопроектом ОДВ – КПРФ. Этот проект предлагает восстановить уровень стипендий советского периода. Поскольку в первых версиях официального проекта норма отсутствовала, она в ухудшенном виде заимствована из проекта ОДВ – КПРФ |
52. Академическая стипендия студентов ссузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях |
Устанавливается на уровне одной трети минимального размера оплаты труда |
Устанавливается на уровне 60% от прожиточного минимума трудоспособного населения |
Одна треть минимальной заработной платы в настоящее время составляет около 1500 руб. или около 21% от прожиточного минимума работающего человека, т.е. примерно втрое ниже, чем предлагается проектом ОДВ – КПРФ. Стипендия в проекте ОДВ – КПРФ соответствует уровню советского периода. В настоящее время составляет около 7% от прожиточного минимума трудоспособного населения. Поскольку в первых версиях официального проекта нома отсутствовала, можно говорить о её заимствовании из проекта ОДВ – КПРФ в ухудшенном виде |
53. Академическая стипендия учащихся системы НПО в государственных (муниципальных) учебных заведениях |
Нормы отсутствуют |
Устанавливается на уровне 40% от прожиточного минимума трудоспособного населения |
В настоящее время стипендия составляет около 7% от прожиточного минимума; в советский период была установлена на уровне 80% от прожиточного минимума; показатель снижен с учётом того, что большинство учащихся системы НПО имеют право на социальную стипендию |
54. Стипендии аспирантов, адъюнктов, ординаторов и стажеров |
Устанавливаются на уровне минимального размера оплаты труда |
Устанавливаются на уровне трёх социальных стипендий студентов вузов, т.е. не менее трёхкратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения |
|
55. Стипендия докторантов |
Норма отсутствует |
Устанавливается на уровне шести размеров прожиточного минимума трудоспособного населения |
|
56. Финансирование питания школьников в государственных (муниципальных) учебных заведениях |
Конкретные нормы отсутствуют |
Организация питания софинансируется из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50, при этом финансирование из федерального бюджета составляет не менее 1% от прожиточного минимума по РФ в целом в день в расчёте на одного учащегося |
По данным Минобрнауки, в настоящее время около 30% «школьных» болезней связаны с некачественным или недостаточным питанием. Около 90 тыс. юношей ежегодно не призываются в армию из-за дефицита массы тела |
57. Финансирование питания в государственных (муниципальных) начальных и средних профессиональных учебных заведениях |
За исключением детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, нормы отсутствуют |
Питание финансируется учредителем из расчёта 2% от прожиточного минимума в соответствующем регионе |
Норма проекта ОДВ – КПРФ направлена на сохранение здоровья, социальную поддержку и помогает обеспечить армию здоровыми призывниками |
58. Финансирование питания в государственных (муниципальных) высших учебных заведениях |
Нормы отсутствуют |
Питание финансируется учредителем из расчёта 3% от прожиточного минимума в соответствующем регионе |
Норма проекта ОДВ – КПРФ направлена на сохранение здоровья студентов и их социальную поддержку |
59. Право детей на дополнительное образование |
Гарантии сформулированы в самом общем виде: «Государство гарантирует бесплатность и общедоступность дополнительного образования детей в пределах освоения основной общеобразовательной программы, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» |
Детям гарантируется дополнительное образование на бесплатной основе |
В законопроекте Минобрнауки отсутствуют конкретные государственные гарантии поддержки дополнительного образования детей. Официальный текст труднопонимаем, содержит противоречия в определении. Видимо, имеется в виду бесплатность той внеучебной деятельности, которая предусмотрена школьным стандартом. Однако в настоящее время оплата внеурочной работы педагогов из стандарта фактически исключена |
60. Дополнительное образование взрослых |
Гарантии сформулированы в самом общем виде: «обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека» |
Гарантируется право граждан на дополнительное образование в течение всей жизни, в т.ч. для студентов и инвалидов – на бесплатной основе |
|
61. Право на дополнительное профессиональное образование |
Право на повышение квалификации, а также профессиональную переподготовку имеют только лица, имеющие дипломы о среднем профессиональном или высшем образовании |
Право на повышение квалификации, а также профессиональную переподготовку имеют лица, имеющие среднее общее образование или профессиональное образование любого уровня |
Правительственный законопроект лишает большую часть выпускников ПТУ ценза начального профессионального образования (они будут считаться лицами, прошедшими профессиональное обучение), отбирая у них право на повышение квалификации и профессиональную переподготовку |
62. Статус учреждений дополнительного образования |
Конкретные нормы отсутствуют |
Устанавливается равное положение учреждений дополнительного образования по сравнению со школами и профессиональными учебными заведениями в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды и других условий |
В настоящее время учреждения и педагоги дополнительного образования даже в рамках самой образовательной системы имеют наиболее низкий статус, уровень оплаты труда и социальные гарантии. Законопроект ОДВ – КПРФ направлен на выравнивание их статуса с другими образовательными учреждениями и педагогами |
63. Статус педагогов дополнительного образования |
Конкретные нормы отсутствуют |
Устанавливается равное положение работников дополнительного образования с другими педагогами в отношении уровня оплаты труда и социальных гарантий. |
64. Права общественных объединений просветительского характера |
Нормы отсутствуют |
Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность в части реализации ими дополнительных образовательных программ |
Законопроект Минобрнауки фактически ставит вне закона деятельность просветительских организаций, включая Общество «Знание» России. Это приведёт к дальнейшему падению образовательного уровня населения |
65. Государственная поддержка образования лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Гарантируется создание специальных образовательных условий, обеспечение бесплатно или на льготных условиях питанием, учебниками и иной учебной литературой, услугами сурдопереводчиков |
Гарантируется создание специальных образовательных условий, включая повышенные нормативы финансирования, финансовое, реабилитационное и кадровое обеспечение, бесплатные учебники и услуги сурдопереводчиков |
В законопроекте Минобрнауки отсутствуют повышенные нормативы финансирования и другие финансовые и социальные гарантии. Поскольку в первых версиях законопроекта нормы об учебной литературе и сурдопереводчках отсутствовали, их можно считать частично заимствованными из проекта ОДВ – КПРФ |
66. Социальная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях интернатного типа |
В специальных интернатах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения |
В специальных интернатах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения |
Зафиксирована важная социальная гарантия с учетом практики расширения платных образовательных услуг в некоторых регионах, а также ФЗ № 83 от 08.05.2010, предполагающего дальнейшую коммерциализацию образования |
67. Обеспечение питанием учащихся с ограниченными возможностями здоровья, не находящихся на полном государственном обеспечении |
Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием |
Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием |
Норма в третьей редакции официального законопроекта заимствована из законопроекта ОДВ – КПРФ |
68. Развитие интегрированного (инклюзивного) образования |
Предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования. |
Предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования. Право выбора образовательного учреждения предоставляется родителям или совершеннолетнему гражданину |
В обоих случаях норма соответствует интересам прав человека, международной практике и закрепляющим ее документам, но в официальном законопроекте отсутствует прямоустановленное право выбора между инклюзией и коррекционными учреждениями |
69. Статус музыкальных и художественных школ |
Организации, реализующие предпрофессиональные образовательные программы |
Организации начального профессионального образования, которые могут реализовывать также дополнительные образовательные программы для детей |
В случае реализации положения законопроекта ОДВ – КПРФ выпускники музыкальных и художественных школ получат дипломы о начальном профессиональном образовании, дающие право на занятие определёнными видами профессиональной деятельности |
70. Статус концертмейстеров |
Нормы отсутствуют |
Являются педагогическими работниками образовательных организаций для детей со всеми правами и социальными гарантиями последних, включая право на досрочную пенсию |
|
71. Права иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
Могут реализовывать только дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения |
Могут реализовывать любые образовательные программы при наличии лицензии |
Правительственный законопроект необоснованно ограничивает права других организаций иметь подразделения, реализующие образовательные программы дошкольного, профессионального или высшего образования |
72. Право на индивидуальную педагогическую деятельность |
Может осуществляться только при реализации общеобразовательных программ и программ профессионального обучения |
Может осуществляться при реализации любых программ, которые могут осваиваться в форме самообразования и семейного образования |
Официальный законопроект ограничивает возможность получения профессионального и высшего образования в форме самообразования, поскольку эта форма часто предполагает индивидуальную педагогическую деятельность в области высшего образования. Авторы официального законопроекта, видимо, не понимают, что индивидуальная педагогическая деятельность возможна только в сочетании с семейным образованием и самообразованием. Итоговая аттестация в данном случае возможна только в форме экстерната |
73. Срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности |
Бессрочно |
Бессрочно |
В обоих случаях бессрочный характер выдачи лицензии компенсируется усилением контроля за образовательными учреждениями |
74. Срок действия свидетельства об аккредитации |
6 лет по профессиональным образовательным программам; 12 лет – по остальным образовательным программам |
8 лет по профессиональным образовательным программам; 15 лет – по общеобразовательным программам |
В отношении добросовестно работающих образовательных учреждений законопроект ОДВ – КПРФ сокращает число обязательных и бюрократических процедур |
75. Процедура аккредитации |
Для профессиональных образовательных программ проводится по укрупнённым группам |
По каждой программе проводится отдельно |
Введение укрупненных групп приведет к тому, что отказ в аккредитации по одной программе из группы будет означать отказ в аккредитации в отношении всех программ, входящих в группу. При лишении аккредитации по одной программе из группы образовательная организация лишится аккредитации по всем программам этой группы |
76. Обязательность прохождения процедуры государственной аккредитации |
Любая основная образовательная программ считается аккредитованной только после успешного прохождения аккредитационной процедуры |
Высшие учебные заведения, которым предоставлено право работать по собственным образовательным стандартам (МГУ, СпбГУ, федеральные и национальные исследовательские университеты, а также иные вузы по перечню, утверждаемому Президентом РФ), считаются аккредитованными по всем реализуемым ими профессиональным образовательным программам без прохождения процедуры аккредитации |
Предоставление права работать по собственным стандартам означает признание государством высокого качества образования в данных вузах, своеобразную презумпцию качества образования. |