Неэффективный менеджмент

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
14 ноября 2012, 12:57

Как говорится в исследовании «Изменение парадигмы: формирование новой модели управления высококвалифицированными специалистами в целях ускорения экономического роста» Ernst & Young, на сегодняшний день в большинстве компаний существует недостаток или отсутствие инвестиций в управление сотрудниками. Менее половины эффективных компаний (45%) считают, что делают хорошие инвестиции в управление сотрудниками. В группе низкоэффективных компаний доля таких ответов составила 36%.

Фото: picvario.com
Новые экономические условия требуют кардинально изменить порядок подготовки руководителей компаний

Вообще высокоэффективные организации значительно чаще децентрализуют производственную деятельность для поддержания конкурентоспособности на международном рынке. Так, эффективные организации допускают большую свободу принятия решений в области взаимодействия руководителей с непосредственными подчиненными (49% по сравнению с 35% низкоэффективных организаций), проявляют большую гибкость в определении должностных обязанностей и их корректировке (46% по сравнению с 34%). 

Сейчас, отмечают в компании, только половина опрошенных высокоэффективных компаний (54%) считают, что внедрили эффективную процедуру подготовки руководящих сотрудников. И лишь 43% высокоэффективных и 38% низкоэффективных компаний уверены, что у них есть эффективные процедуры подготовки кандидатов на руководящие должности. Кроме того, немногие компании уделяют достаточное внимание квалификационным пробелам (отсутствию необходимой квалификации). 

Действительно основная проблема многих компаний – повышение квалификации сотрудников. То есть регулярное сравнение задач компании и текущих опыта и знания, говорит экономический обозреватель независимого форума Et-Trade Антон Голицын. Как правило, изначально специалисты высокой квалификации – это большой расход компаний, но и хорошие потенциальные возможности. Однако часто КПД таких сотрудников намного ниже затрат, несмотря на полную загрузку, потому что нет системы отслеживания, насколько тот или иной специалист соответствует текущим и будущим задачам. То есть необходимы не просто вложения в повышение квалификации, а индивидуальные гибкие программы. Такого рода механизмы уже работают в ряде европейских государств, но массово они только начали распространяться. Возможно, когда они получат широкое применение, компании смогут более эффективно сотрудничать со специалистами, повышая собственную производительность. 

В настоящее время становится популярна система краткосрочных курсов и тренингов для руководителей компании, отмечает сопредеседатель калужского регионального отделения МО «Деловая Россия», совладелец холдинга «Кит» Александр Толстых. Из-за нехватки времени возможность получения второго высшего образования в сфере управления есть не у всех, а выделить два-три дня на целенаправленное повышение квалификации вполне можно. Польза от данных курсов довольна высокая, и правильный собственник для эффективного ведения бизнеса должен оплачивать курсы повышения квалификации руководящему составу своей компании. Вообще же, добавляет Роман Терехин, председатель совета Ассоциации молодых предпринимателей России, собственники часто желают видеть в резюме своего управленца сведения о прохождении MBA. Но качество бизнес-образования в России далеко от идеала: тех, кто освоил курсы за границей, где качество подготовки бизнес-управленцев выше, очень мало. И развитие системы подготовки управленческих кадров очень востребовано на данном этапе. 

Россия находится на очень интересном этапе развития бизнеса, отмечает партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. Собственники капитала отходят от управления своими компаниями, ставя на свое место профессиональных управленцев. Но компетенция нанятых руководителей не всегда идеальна. В качестве генерального директора можно часто увидеть либо молодого и академически квалифицированного управленца, но недостаточно опытного, либо зрелого и опытного, но с устаревшими знаниями. Под эффективным же управлением следует понимать то, на что обычно смотрят собственники: прибыль предприятия. Чем эффективнее управление, тем выше прибыль. В кризисные времена это искусство искать дополнительные доходы и сдерживать расходы, а во времена развития – кадровая и маркетинговая политика. 

Пока же немногие компании в полной мере адаптировали подход в соответствии с новыми требованиями международной экономики и рынка, указывает Питер Мэттьюз, руководитель направления профессионального обучения в глобальной организации «Эрнст энд Янг». Компаниям, стремящимся к росту на международном рынке, следует делать инвестиции в разработку эффективной стратегии управления высококвалифицированными специалистами, рассчитанной на разные регионы. Им потребуется изменить организационную структуру, сократив количество управленческих уровней, стимулировать децентрализацию процесса принятия решений, согласиться с приемлемостью большого разнообразия культур, возрастных и социальных групп, географии деятельности, внедрить новый стиль руководства, основанный на большей инклюзивности (терпимости). 

Что же касается исследования в целом, то логично, что с течением времени меняются требования к управлению бизнесом внутри экономики, указывает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Соответственно, прежний опыт подготовки руководителей уже не слишком пригоден к использованию. Новые экономические условия требуют новых схем принятия решений и сохранения уровней ответственности, а также возможности просчитать – с поправкой на новые условия – дальнейший ход развития событий. От архаичности в управлении сейчас страдает, например, китайский бизнес – модель работает, но она морально устарела, в то время как с новой моделью можно было бы эффективнее работать. Свобода принятия решений будет зависеть именно от рамок ответственности и желаемого результата, а также готовности рисковать. 

Острая нехватка высококвалифицированных и талантливых специалистов стремительно выходит на ведущее место среди факторов, сдерживающих экономический рост, заключает Питер Мэттьюз. В разных странах компании испытывают сложности с подбором кандидатов на критически важные должности, для заполнения которых необходимы высококвалифицированные специалисты, способные обеспечить дальнейшее развитие бизнеса. Сейчас бизнес балансирует на грани кризиса, который может быть вызван нехваткой руководящих кадров. Для выхода из этого состояния необходимо кардинально изменить парадигму мышления.