Научный Ватикан

Александр Попов
26 марта 2013, 13:29
Фото: ИТАР - ТАСС
СО РАН активно лоббирует присвоение научным академгородкам «особого статуса»

Всемирной известный новосибирский Академгородок, а также похожие на него научные поселки по всей стране нужно наделить особым правовым статусом. Чтобы исторически сложившиеся точки инновационного роста не деградировали на фоне стремительно развивающегося десятка наукоградов, а также федерального любимца — иннограда Сколково, а вносили свою весомую лепту в высокотехнологическое «светлое будущее» страны. Такова суть стремлений ученых, выраженных в законопроекте «О статусе академгородков в РФ», который 19 марта был внесен в Госдуму депутатами Алексеем Журавлевым («Единая Россия») и Сергеем Жигаревым (ЛДПР).

Напомним, согласно законопроекту, академгородком может стать населенный пункт или его часть, в котором не менее 50% произведенной продукции приходится на научную и научно-техническую сферу, а доля занятых в ней жителей составляет не менее 15%. Статус академгородка предлагается вводить указом президента России, но по ходатайству Российской академии наук. Новые территории получат право на собственное самоуправление и бюджет, который будет формироваться за счет собираемых здесь же налогов. Вчера суть законопроекта, созданного при активном участии СО РАН, на пресс-конференции в новосибирском Академгородке разъясняли сами академики. По словам председателя президиума сибирского отделения Александра Асеева, основы нынешнего предложения были сформулированы еще в 1990-х годах академиком Валентином Коптюгом (возглавлял СО РАН с 1980 по 1997 годы). «Но тогда, как нам позже объяснял Чубайс, было не до науки», — заметил Асеев. Сегодня же ситуация, напомнил он, изменилась коренным образом. Прежде всего государство стало наращивать собственные вложения в науку (так, бюджет только крупнейшего в структуре РАН сибирского отделения за последние пять лет вырос в пять раз — до 17 млрд рублей). Появились технопарки и особые экономические зоны, выросло финансирование вузовской науки, объявлено о масштабной программе технического перевооружения армии. Кроме того, в стране появились центры науки, образования и инноваций — наукограды (всего их 14) и Сколково. Эти центры развиваются в рамках федеральных законов и имеют четкий правовой статус.

Академгородки же остались вне правового регулирования. Юридически их просто не существуют. К примеру, самый крупный и известный в стране новосибирский Академгородок является лишь частью Советского района Новосибирска. На одном пятачке здесь пересекаются интересы города, области и ученых, а неразграниченные имущественные и земельные вопросы вкупе с особенностями бюджетного и налогового законодательства не позволяют городку нормально развиваться. По словам главного ученого секретаря СО РАН Николая Ляхова, внесенный в Госдуму законопроект призван нивелировать данные юридические провалы и уровнять сложившиеся научные центры в правах с наукоградами и тем же Сколково. При этом Ляхов подчеркнул, что таких академгородков в стране не один десяток, а потому под действие закона попадут все, а не только новосибирский научный центр. Только в составе СО РАН — как минимум еще три сложившихся академгородка: в Томске, Красноярске и Иркутске. Начато строительство аналогичного центра в Кемерово, проектируется такой же район и в Якутске.

Однако, несмотря на все заверения, совершенно очевидно, что законопроект все-таки главным образом направлен на решение вопроса о статусе новосибирского Академгородка. Александр Асеев заявил, что по итогам прошлого года этот де-юре не существующий район вышел на первое место в городе по уплате налогов (прежде всего земельного, который идет в муниципальный бюджет «транзитом» через СО РАН — налог компенсируется ему Минфином), и на третье — по размеру зарплаты (после Центрального и Железнодорожного районов). Но, являясь главным символом Новосибирска, Академгородок явно недополучает от города и поэтому постепенно деградирует — особенно это заметно на фоне стремительно изменившегося за последние десять лет наукограда Кольцово, расположенного по соседству. Для того чтобы остановить этот процесс, и предлагается закрепить за научным центром «особый статус». Причем в законопроекте он прописан довольно изящно — путем создания в России, по сути, нового типа муниципального образования, которое можно будет создавать в границах существующего муниципального образования (или даже нескольких) — например, городского округа в составе городского округа (пока именно такое действие юридически не возможны). Иными словами, отделять Академгородок от Новосибирска не придется — жителям и компаниям не нужно будет менять прописку, зато они смогут заняться активным самоуправлением на выделенной территории. В том числе распределением налогов, которые пока что уходят в «общий котел», а оттуда возвращаются лишь после долгих согласований и просьб.

«Финансирование пойдет путем перераспределения налоговых поступлений внутри субъекта федерации и муниципального образования. Согласно этим расчетам, среднегодовая бюджетная обеспеченность новосибирского Академгородка в условиях нового закона будет превышать 5 млрд рублей. Сегодня же она, с учетом левобережья Советского района, составляет около 1,2 млрд», — привел расклады депутат городского Совета Александр Люлько, давно уже поддерживающий ученых в их стремлении к справедливости. «Никакого закрытого образования, шлагбаумов, колючей проволоки тут не будет — это полные глупости. Речь вообще не идет о самоизоляции или сепаратизме. Мы должны все сделать, чтобы наш Академгородок, признанный во всем мире, не превратился в заурядную территорию на окраине большого города», — заявил Александр Асеев.

Примечательно, но в пресс-конференции, кроме академиков и примкнувшего к ним Люлько, не участвовали представители городской и областной властей. И это объяснимо — и мэр, и губернатор свое мнение об «особом статусе» Академгородка уже неоднократно высказывали. Накануне мэр Владимир Городецкий снова заявил журналистам, что город вкладывает в Академгородок гораздо больше тех денег, которые с него собирает (по оценке градоначальника, около 1,5 млрд рублей). «Мы вкладываем до 2 млрд в год, но это только чисто прямые вложения, а косвенные — в 2008–2010 годах вложили почти 3 млрд рублей в капитальный ремонт, расширение Бердского шоссе и Большевистской, которые дают прямой доступ к Советскому району». Мэр напомнил и о том, что те объекты, которые СО РАН со скрипом, но все-таки за последние несколько лет передало на баланс муниципалитета, были очень быстро реконструированы или достроены. Кроме того, программа развития Советского района, которая была недавно утверждена областным правительством, предполагает в ближайшие пять лет вложения в объекты на территории Академгородка не менее 10 млрд рублей. Иными словами, представители власти уверены — научный центр получает достаточно, и никаких дополнительных преференций ему не требуется.

Но ученым, точнее, руководству СО РАН, нужны не только финансовые подарки от губернатора и мэра. Им нужна власть. Не так давно активно обсуждалась идея выделения из Советского района Академгородка, с присвоением ему статуса Академического района. Но в мэрии это предложение раскритиковали. В итоге и родился законопроект о статусе академгородков, честно признался вчера зампред президиума СО РАН, академик Ренад Сагдеев. В своем успехе ученые уверены, ведь депутаты Журавлев и Жигарев — люди вице-премьера Дмитрия Рогозина. По словам Люлько, об инициативе было доложено и президенту страны.

На самом деле в идее об особом статусе Академгородка есть здравый смысл: в нынешних правовых условиях развивать научный центр действительно очень сложно. Поскольку любое начинание постоянно спотыкается о согласование различных интересов и решение сложных юридических вопросов. И серия скандалов, которые ярче всего свидетельствуют о накале в отношениях властей и ученых, этот тезис подтверждает. К примеру, нынешний судебный процесс вокруг подстанции «Академическая-2», которую область построили на собственные средства на землях Академгородка. И теперь, следуя букве закона, должна или снести незаконно возведенный объект, или передать его на баланс СО РАН. На днях министр экономического развития Новосибирской области Алексей Струков прямо заявил, что мировой с учеными не будет. И если суд примет постановление о сносе, власти подчинятся, но подстанцию ученым не подарят. Конечно, вряд ли эмоции возобладают в реальности, но само заявление весьма симптоматично.

И в этом связи наделение Академгородка особым правовым статусом не станет панацеей. Даже если сделать научный центр отдельным субъектом Федерации, или превратить его в этакое «государство Ватикан» в составе Новосибирска, договариваться между собой ученым, чиновникам и всем заинтересованным субъектам в любом случае нужно будет учиться. Ведь развивать академгородки что в Новосибирске, что в любом другом городе в отрыве от развития этих городов и регионов не получится. Но пока все создавать инструменты для решения проблем оказывается проще, чем заниматься их решением.