Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) Руслана Байсарова, как и ожидалось, окончательно получила лицензию на разработку Элегестского месторождения в республике Тува — одного из последних в России крупных месторождений качественных коксующихся углей с балансовыми запасами более 700 млн тонн. Конкурс Роснедр состоялся еще 26 апреля, корпорация была единственным его участником. Из-за этого конкурс был признан несостоявшимся, но положения федерального закона «О недрах» позволяют в таком случае передать право на разведку и добычу угля заявившемуся претенденту. К тому же с 24 января ТЭПК принадлежала временная лицензия на Элегест. За постоянную корпорация заплатит государству стартовый платеж конкурса – 547,835 млн рублей. Приказ Роснедр вышел на этой неделе.
Одновременно Руслан Байсаров поделился своими планами относительно Элегеста с газетой «Коммерсантъ». По словам предпринимателя, уже к 2016 году его корпорация доведет объемы добычи на Элегесте до 5 млн тонн угля в год, а в перспективе утроит этот показатель – когда завершится строительство многострадальной железной дороги Кызыл–Курагино (410 км соединят месторождение, и одновременно Туву, с Транссибом). До тех пор ТЭПК планирует вывозить уголь из Тувы обычным для местных добытчиков способом – автомобильным транспортом (в текущем году планируется добыть 200-300 тыс. тонн).
Вот эти планы вызывают большие вопросы. Угольные богатства Тувы давно привлекают внимание крупных инвесторов, лицензии на разработку ряда месторождений Улуг-Хемского бассейна в республике, кроме предшественницы ТЭПК – Енисейской промышленной корпорации, принадлежат также «Северстали» и Evraz Group (они еще не начинали добычу, но к 2018 году планировали выйти соответственно на 7 млн и 7,5 млн тонн угля ежегодно). Но пока республика не имеет железнодорожной связи с «большой землей», добычу на двух месторождениях – Каа-Хемском под Кызылом и Чаданском, в 200 км от столицы республики, – здесь ведет лишь Тувинская горнорудная компания, ныне входящая в структуру En+ Group Олега Дерипаски. Она с советских времен обеспечивает потребности Тувы в энергетическом угле – примерно 450 тыс. тонн ежегодно, а остальное – порядка 300 тыс. тонн – с недавних пор вывозит на экспорт грузовиками до Минусинска.
Понятно, что пропускная способность автодорожной сети Тувы довольно ограничена – как правило, дороги имеют по одной полосе движения в каждом направлении. Пролегают они через горные перевалы, имеют массу резких поворотов, закрываются во время весеннего половодья. А ведь еще на них бывают гололеды, туманы, снежные бури и заносы – и много других природных катаклизмов, характерных для сурового тувинского климата. И вот на эти еле дышащие артерии ТГРК уже выставила свою армаду грузовиков с углем. По некоторым оценкам, предел для дорожной сети республики – 1 млн тонн угля в год. Большего они просто не пропустят. К тому же есть и другие проблемы – от нехватки перевозчиков и сервисных центров до жестких ограничений грузоподъемности самосвалов (они могут перевозить максимум 20-25 тонн груза). Как в таких условиях корпорация Байсарова собирается возить уголь с Элегеста до Транссиба?
Другой вопрос, ответ на который также остается открытым, касается денег. Общий объем вложений в проект с учетом строительства железной дороги, морского терминала в дальневосточном порту Ванино и электростанции в Туве, по словам Руслана Байсарова, может превысить 9 млрд долларов. Проектирование и строительство обогатительного комбината обойдется в 45 млрд рублей, терминал в порту – в 15 млрд рублей (первая очередь на 3,5 млн тонн будет запущена в 2015 году, в дальнейшем ее планируется нарастить до 15 млн тонн). «Для обеспечения функционирования месторождения и ГОКа, а также снабжения теплом населения Тувы» ТЭПК собирается построить угольную ТЭС мощностью 200 МВт и стоимостью 9 млрд рублей, ввод в эксплуатацию намечен на 2016 год. В год станция будет потреблять до 200 тыс. тонн энергетических углей самого Элегеста.
Но, конечно, главный инвестпроект – железнодорожная ветка, пропускная способность которой составит до 27 млн тонн в год. Ее стоимость оценивается в 195 млрд рублей. Соглашение о строительстве этой магистрали ТЭПК в феврале подписала с Минтрансом, правительствами Тувы и Красноярского края в рамках Красноярского экономического форума. Несмотря на то что эта железная дорога необходима владельцам и других крупных месторождений, строить Кызыл–Курагино Байсаров собирается самостоятельно. Идея консорциума инвесторов – владельцев тувинских лицензий – пока списана в утиль. В то же время Байсаров снова подтвердил, что собственное финансирование со стороны ТЭПК не превысит 25% общих вложений. Остальное он по-прежнему надеется получить от Внешэкономбанка и Сбербанка. Для строительства порта и ТЭС корпорации также понадобятся займы, но от кого и в каких объемах – пока не сообщается. Хотя добычу на Элегесте планируется начать уже в текущем году.
Элегест может стать вторым крупным месторождением коксующегося угля, добыча на котором начнется в современной России, – первым уже стало Эльгинское месторождение в Якутии, ради разработки которого стальная группа «Мечел» даже построила железную дорогу до БАМа (к 2018 году там планируется добывать 18 млн тонн угля в год). Аналитики считают, что окупить вложения в Элегест ТЭПК сможет лет за двадцать, хотя сама корпорация рассчитывает на срок в 15 лет. Объемы добычи и высокое качество угля именно для целей коксования позволяет инвестору рассчитывать на хороший экспортный спрос – Байсаров сообщил, что ТЭПК будет экспортировать уголь в Южную Корею, Китай и Японию, а в перспективе и в Индию. Однако этот плюс может обернуться минусом – перспективы окупаемости проекта целиком и полностью будут зависеть от мировой ценовой конъюнктуры. Но у Элегеста есть и политическая составляющая. Ведь от железной дороги зависит развитие угольной отрасли Тувы; республике также необходимы новые современные энергомощности (устаревшая Кызыльская ТЭЦ давно работает на пределе). А на решение этих проблем ни государство, ни подконтрольные ему финансовые институты денег не пожалеют. Значит, Байсаров поддержку получит.