Международное меряние животами

Фото: Эксперт

«В трёхлетней перспективе 2014 - 2016 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков»

«Проект основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Утвержден на заседании правительства 30.05.2013.

 

Всякому читателю посоветую читать полностью бумагу, откуда взят эпиграф. Его 30 мая утвердило Правительство РФ (с поправками, или как есть, не ведаю – но вряд ли поправки велики). Очень познавательный и поучительный текст - и тем более любопытный, что рисует нам полную картину существующих сегодня и предполагаемых ко введению в ближайшие 3 года налогов. Как самих по себе, так и в сравнении с ведущими экономиками мира - что чрезвычайно поучительно.

Помимо этого, рисует он, но только для внимательного и вдумчивого читателя, и кое-что другое. Пожалуй, более важное: понятия людей, разрабатывающих налоговую политику страны - товарища министра финансов г-на Шаталова и его сотрудников. Наконец, очевидно, что именно этим документом (не только этим) формируются представления и понятия о налоговой системе высшего руководства страны: сами наши высшие руководители, как известно, юристы, что не способствует повышенной остроте критического восприятия подаваемого им совета по налогам, при всём их практическом опыте. Экономическая выучка в понимании налогов важна, как нигде.

Сведения г-на Шаталова, со товарищи из Минфина, вполне обширны. По охвату также широки: сам многого, из числа частностей, не ведал, пока не прочёл текста. Понятия - несколько скромнее сведений по охвату и глубине, что по части инвестиций, что по части сравнений. (Впрочем, вполне возможно, что причина тому не в умозрительном понимании как таковом, но в ведомственном взгляде лиц, ответственных за сложнейшее дело, сбор налогов, и желающих представить свои труды начальству и народу в наилучшем виде). Остановлюсь на самом важном для экономиста и предпринимателя: влиянии налогов на инвестиции (вспоминая при этом слова президента Путина, что Кудрин – лучший министр финансов, но не социальной политики).

Для начала – внимание на эпиграф. Поддержка инвестиций названа первой среди целей налоговой политики. Бинго? Увы, нет: приоритет отдан бюджетной устойчивости. Иными словами, инвестиции и их производное - экономический рост, стоят, по существу дела, на втором месте. А устойчивость бюджета (то есть обеспечение его доходов за счёт налоговых поступлений, в широком смысле слова, включая таможенные и прочие платежи) – на первом. При этом всякому очевидно, что долгосрочная бюджетная устойчивость достигается только и исключительно за счёт экономического роста. А стало быть, перед нами завуалированное признание, что текущие, краткосрочные задачи наполнения казны для министерства финансов (ныне, после утверждения правительством – и для правительства в целом) важнее, чем на словах заявленная долгосрочная устойчивость казны. Не удивительно, если учесть, что выполнение майских 2012 года указов президента напрямую связано с увеличением социальных расходов, при том, что доходы казны падают. Огорчительно, что социальные задачи решаются за счёт экономического будущего.

Из текста просто-таки выпирает, что его составителей очень заботит конкурентоспособность российской налоговой системы – если не на деле, так на словах. Беда, что в действительности - не столько на деле, сколько на словах. Причём слова и таблицы составлены так, что, при чтении, у человека, не склонного предаваться научно-экономическому размышлению о налогах, возникает полное впечатление, что налоговая система у нас, используя бытовой оборот речи, «не хуже, чем у людей». И даже – чего уж скромничать – просто хороша: «не у Пронькиных». В частности, получается, что общая налоговая нагрузка экономики, а также налоговая нагрузка предпринимательства в полтора раза ниже средней по ОЭСР (24% от ВВП по сравнению с примерно 36%) – и такая же, как в Соединённых Штатах и в Австралии. А по сравнению со странами Северной Европы Россия - просто-таки низконалоговый оазис (там коло 45% ВВП).

Правда ли, что всё столь неплохо? И да, и нет. Формально расчёты составителей «основных направлений» почти правильны – за вычетом того, что они исключают для сравнения из налоговой нагрузки налоги на углеводороды: под тем предлогом, что падают они на предприятия нефтегазового сектора, и, вроде как, не касаются прочих предприятий. Однако предлог странный: на самом деле, налоги, которые перечисляются в казну газовыми и нефтяными компаниями, оплачивают потребители углеводородов в их цене. Высокая цена газа, бензина, солярки – отчасти итог высоких налогов на них. А через цену электроэнергии те налоги «передаются» практически всем. Если учесть налоги с углеводородов, налоговая нагрузка РФ оказывается близкой к средней по ОЭСР (то есть к 36%). Тоже, казалось бы, неплохо? Однако за полу-оптимистической цифрой стоят невидимые слёзы предпринимателей.

Составители документа приводят некоторые из оценок Всемирного банка («Ведение бизнеса», или «Doing business»). Оценок, сообщающих нам, что доля налогов в прибыли предприятий в России составляет 54% - против 42 по странам ОЭСР (49% по БРИКС). Это – совсем иной итог. А выходит так потому, что в России относительно низкие налоги на физических лиц, и сравнительно высокие – как видно – на предприятия.

Такое распределение налоговой нагрузки весьма неблагоприятно для инвестиций. При этом оно нравится гражданам - 13% подоходного налога впечатляют профана. Хотя на самом деле все налоги, без исключения, в конечном счёте падают на них, и больше ни на кого: ведь налоги, которые, с виду, выплачивают предприятия, «сидят» в розничной цене товаров. Стоит также учесть, что 54% - цифра средняя. Она гораздо выше на инновационных предприятиях, где заработная плата доходит да 70-80 % затрат, и социальный налог – функция от ФОТ – оказывается очень велик. (Самая низкая доля налогов в прибыли у крупных оптовых торговцев: там в пределе может быть всего два сотрудника, директор и бухгалтер, если только директор не подписывает отчётность дважды: тогда он вообще один).

Но тяжелее всего приходится новым предприятиям, которые ещё не начали производство, или, по крайней мере, не вышли на прибыль, а налоги уже платят вовсю. Из каких средств? Из инвестиций. Это замечательный способ повышать норму накопления (долю инвестиций в ВВП): облагать инвестиции задолго до того, как они смогли «делом доказать», что вообще окупятся. Об этом чудесном свойстве спроектированной ими налоговой системы, подавляющей экономический рост и инновации, птенцы гнезда Шаталова предпочитают умолчать.

И при этом они же полагают допустимым похвалиться тем, что налоговая система способствует инновациям. Как? - Поскольку от налога на прирост капитала освобождены «доходы от реализации необращающихся акций и обращающихся акций, торгуемых на инновационной секции ММВБ, если срок владения этими акциями превышает 5 лет. Эта льгота была введена специально для поощрения венчурных инвестиций». Уже писал пару лет назад, что при венчурных инвестициях нередки (и скорее – типичны) случаи, когда инвесторы более ранних стадий продают акции инвесторам более поздних. И далеко не всегда удаётся продержать акции пять лет подряд. Но фактический срок не столь и важен: выбирая инвестиционные возможности, венчурные инвесторы обычно предполагают выходить из инвестиций через 2-3 года, в соответствии с чем и производят свои расчёты. Так что данная льгота не влияет на принятие инвестиционных решений венчурными капиталистами – а именно в этом смысл любых инвестиционных льгот. Многие инвесторы не успеют ею воспользоваться. А держание акций пять и более лет – дело скорее вынужденное тем, что предприятие отстаёт от планового графика продаж, прибыли и капитализации. И льгота оказывается всего лишь утешительным призом, ни на что не влияя.

Двух примеров – с долей налогов в ВВП и прибыли, и с «льготой», которая «была введена специально для поощрения венчурных инвестиций» - довольно, чтобы заключить о профессионализме и искренности составителей основных направлений относительно поощрения налоговой системой инвестиций и инноваций. Однако в будущем предполагаю ещё обращаться к этому тексту – предметов для обсуждения там немало.

Сегодня же заключу тем, что обращу внимание читателя на цифры. Итак, США/РФ: налоговая нагрузка 24%/36% от ВВП, или 47%/54% от прибыли. Причём если у нас на долю налога на прибыль приходится около 7% от совокупной прибыли, то на прочие налоги – 41% (в США 26% и 10%). Не странно: в США полностью отсутствует пресловутый НДС, подавляющий инвестиции. (Это означает, что предприятия на фазе строительства и запуска, не приносящие прибыли, платят там налогов существенно меньше, чем у нас – то есть куда меньше выплачивается налогов из инвестиций).

Учитывая, что Кремниевая долина процвела именно в США, а не у нас, налицо отличный повод задуматься об общей архитектуре налоговой системы, вместо того, чтобы международно меряться никому не нужными, сами по себе, показателями Мирового банка.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    3. Ситуация с китайским коронавирусом становится все тревожнее
      Несмотря на меры предосторожности, принимаемые во многих странах, новая болезнь, которая появилась в Китае, расползается по планете.
    Реклама