Париж свободных велосипедов

Общество
Москва, 01.03.2010
«Обзоры стран» №1 (42)
Борясь с загрязнением воздуха в городах, европейцы активно пересаживаются на велосипеды. Один из крупнейших проектов по созданию системы проката был реализован в Париже

Совместный проект журнала «Эксперт» и посольства Франции в РФ

Программа «Велиб» (от velo liberte — «свободный велосипед») успешно прошла тестирование в Лионе (Лион, в свою очередь, позаимствовал идею у Ла-Рошели, где проект существует уже более 30 лет).

Утром 15 июля 2007 года в столице Франции открылись 750 автоматических пунктов проката на 10–15 велосипедов каждый. Первоначально парк насчитывал 10 тыс. двухколесных машин серого цвета весом 22,5 килограмма. К сегодняшнему дню число пунктов проката выросло до 1,45 тыс., а велосипедов, которые стали называть велибами, — до 20 с лишним тыс. штук.

Прокат велосипедов в Париже является самым крупным из сотни подобных проектов в мире. Опыт Парижа пристально изучают в Пекине, Нью-Йорке и других городах, а мэр Лондона Борис Джонсон, сам, кстати, горячий поклонник велосипеда, объявил, что в мае аналогичная программа стартует в британской столице.

Незаменимый велиб

Новшество состоит в том, что велосипеды стоят и ждут вас у станции метро, вы просто берете один из них и едете куда хотите, а затем можете оставить велиб в любом ближайшем терминале (карты, на которых указаны пункты проката, продаются в газетных киосках). Больше всего станций в центре столицы — там они располагаются через каждые 300 метров. На электронных табло на самих станциях можно узнать адреса ближайших пунктов и количество свободных велибов в режиме реального времени.

Трехскоростные велосипеды с корзиной на переднем колесе, фарой, работающей от динамо, и специальной противоугонной системой, так полюбившиеся парижанам и гостям столицы Франции, производятся французской компаний Mercier в Венгрии и стоят довольно дорого — 2,4 тыс. евро. Чтобы пользоваться ими, нужно подписаться на программу (все расчеты осуществляются в безналичной форме с помощью кредитных карт). Существуют три вида подписки, дающие право на неограниченное число поездок: на день (1 евро), на неделю (5 евро) и на год (29 евро). Первые полчаса ездить на велосипеде можно бесплатно, час пользования велибом стоит 1 евро, полтора часа — 3 евро, два часа — 7 евро и так далее. 10-часовая поездка обойдется в 71 евро, а за максимальный 20-часовой прокат придется заплатить 151 евро. Столько же составляет штраф за невозвращение двухколесной машины.

Проект «Велиб» финансируется и управляется крупной рекламной фирмой JCDecaux, победившей на тендере компанию Clear Channel. «Велиб» — удовольствие не из дешевых. Только запуск проекта обошелся рекламщикам примерно в 100 млн евро. Но в компании считают, что игра стоит свеч. Парижские власти передали JCDecaux в бесплатное пользование 1,628 тыс. рекламных мест сроком на 10 лет. Правда, лишь половину площадей они могут использовать для своих нужд, остальное предназначено для бесплатной общественно значимой рекламы. В городскую казну поступают и доходы от проката велосипедов. Набегает, говорят, до 4 млн евро в год.

Конечно, загружены станции в зависимости от места расположения и времени суток по-разному. Больше всего поездок совершается в центральной части города. В первой половине дня велопоток в основном направлен от окраин к центру, а вечером, наоборот — от центра к окраинам. Неудивительно, что на одних пунктах двухколесных машин не хватает, а на других они порой простаивают. Информация о положении дел поступает по интернету в центральный пункт, оттуда руководят действиями мобильных бригад, которые забирают «лишние» велосипеды и отвозят их туда, где ощущается нехватка. Постепенно «Велиб» движется все дальше за границы Большого Парижа. Пункты проката с 4 тыс. велибов имеются сейчас в 29 городах — спутниках французской столицы.

За два с половиной года «Велиб» стал неотъемлемой частью парижской жизни, и, согласно опросам общественного мнения, парижанам теперь было бы трудно без него обойтись. За это время на велибах было совершено более 70 млн поездок! В зависимости от времени года и погоды число поездок колеблется от 50 тыс. до 150 тыс. в день. Если до запуска проекта на велосипеды приходился лишь 1% передвижений парижан по городу, то к концу 2007 года — в 10 раз больше, и цифры продолжают расти. Сейчас чуть ли не каждая третья поездка парижан и гостей города проходит на велосипеде.

Беззащитный велосипед

Впрочем, не все так гладко. Программа столичных властей по защите окружающей среды, похоже, оказалась заложницей своего успеха — велосипеды все чаще привлекают вандалов и воров. В первый же год было угнано свыше 3 тыс. двухколесных машин. Всего же, по данным парижской полиции и JCDecaux, 40% из 20,6 тыс. велибов (не меньше 8 тыс.) украдены, еще как минимум столько же сильно повреждены и нуждаются в серьезном ремонте или замене.

«Символ борьбы нашего города за чистый воздух превратился в новый источник доходов для криминалитета, — жаловалась в прошлом году парижская Le Monde. — Главной целью “Велиба” было сделать передвижение по городу более цивилизованным. На деле же получилось иначе».

Организованные шайки воришек вывозят украденные двухколесные машины в Восточную Европу и Северную Африку. Велосипеды воруют не только на продажу. Нередко их перекрашивают в другой цвет и присваивают. А еще велосипеды находят в придорожных канавах за городом со снятыми колесами и багажными корзинами или просто разбитыми, вылавливают из Сены и даже снимают с фонарей.

Если с угонами более или менее понятно — все объясняется жаждой наживы, то главная причина вандализма может показаться неожиданной. Как считают французские социологи и психологи, все дело в… классовой ненависти. Основными вандалами, утверждают в полиции, являются молодые жители окраин. В пригородах Парижа, заселенных преимущественно недовольными своей жизнью выходцами из Африки, велибы стали символом представителей среднего класса — бобо, которые чаще всего и пользуются велосипедами. Ломают же велибы, считает парижский социолог Бруно Марзлофф, жители окраин в знак протеста против своего бесправного положения. Он считает, что вандализм в отношении велибов сродни беспорядкам и поджогам машин, происходившим на парижских окраинах в 2005 году.

Нередко велибы ломают и просто для развлечений. Такие забавы снимают на видео и выставляют в интернете, например в YouTube. Это хобби получило название «Велиб-экстрим».

Слишком дорогой вандализм

Конечно, определенный процент на угоны и вандализм разработчики проекта в смету заложили, но никто не предполагал, что он окажется столь высоким.

«Мы недооценили уровень вандализма и краж», — вынужден был признать Альберт Ассераф, директор по стратегии, исследованиям и маркетингу JCDecaux.

Немалые деньги — от 300 до 400 евро в зависимости от степени повреждения — уходят у JCDecaux на ремонт велосипедов. Пришлось открыть 10 мастерских, в которых не покладая рук работают несколько сотен механиков. Цех по ремонту сильно поврежденных велосипедов оборудован на барже, курсирующей по Сене. Механики укрепляют цепи и седла, улучшают механизмы крепления велосипедов к счетчикам на пунктах проката. В напряженные дни приходится ремонтировать до 1,5 тыс. двухколесных машин.

Реми Фельпин, гендиректор JCDecaux, сказал в интервью Le Parisien, что замена и содержание велибов обходятся компании слишком дорого. Городским властям пришлось оказывать помощь рекламщикам. Когда доля испорченных и утраченных велосипедов достигает 4% от общего парка велибов — а этот рубеж давно пройден, — город платит JCDecaux за каждую украденную или не подлежащую ремонту машину по 400 с небольшим евро.

С вандализмом безуспешно пытаются бороться разъяснительно-пропагандистскими методами. Например, летом 2009 года весь Париж был уклеен плакатами, изображавшими хулигана, который ломал велиб. «Разбить велиб легко, — гласила надпись, — он не может себя защитить. Велибы принадлежат вам, берегите их!»

Пока уговоры, увы, не помогают. Данных за 2009 год еще нет, но в правоохранительных органах полагают, что едва ли статистика краж и вандализма будет ниже, чем в 2008 году. Тогда был отмечен рост числа случаев вандализма и воровства по сравнению с первым годом на 54%.

Кстати, точно такая же ситуация сложилась в 60-х годах прошлого века, когда в Амстердаме начала работать первая программа проката «Белый велосипед». Любой амстердамец или гость города мог взять белый велосипед и бесплатно поехать на нем, куда ему нужно, а затем оставить где угодно. Бльшая часть белых велосипедов через месяц была украдена, а оставшиеся водолазы доставали со дна многочисленных амстердамских каналов.

Сегодня из-за финансовых проблем «Велиба» мэрия Парижа так и не запустила похожий проект — «Автолиб», в рамках которого напрокат можно будет брать небольшие электромобили. 700 пунктов проката с 4 тыс. электромобилей предполагалось открыть еще в конце прошлого года, но сейчас власти говорят, что запуск откладывается еще как минимум на год.

У партнеров

    Реклама