Друг лучше карты, или Как я с банком воевал

Павел Троицкий
15 февраля 2010, 00:00

Банками и платежными системами нам активно прививается точка зрения, что обладать пластиковой картой престижно и выгодно. Но так ли это на самом деле?

Бывают случаи, когда без карты не обойтись, например покупка авиабилетов через интернет, бронирование гостиниц и других услуг. Но в большинстве своем карты не нужны, и население их не любит. Особенно те, кто хотя бы раз столкнулся с той или иной проблемой, связанной со сбоем в обслуживании «пластика», не говоря уже о ситуациях с мошенничествами. В последнем случае даже ярый апологет «пластика» быстро станет столь же отъявленным его противником.

В конце июля этого года, только приехав на курорт и предвкушая еще две недели расслабленного отдыха на море, я обнаружил, что по моей карте (эмитированной банком «Финсервис», 49% акций которого принадлежат Собинбанку) невозможно расплатиться. В службе поддержки банка, куда удалось дозвониться, мне сообщили пренеприятную новость: днем ранее какие-то «умельцы» сняли в итальянском городе Сиена почти все деньги с моего счета. К слову, сам я был в этот момент в совершенно другой стране. Как выяснилось позже, мошенники смогли получить информацию о карточных счетах клиентов при помощи скимминговых устройств, которые были установлены на банкомате «Финсервиса», расположенном в магазине «Седьмой континент» в Москве. Затем злоумышленники легко сделали копии карт и сняли деньги в разных странах. Служба безопасности банка спохватилась довольно поздно: в моем случае карту заблокировали, лишь когда на счету из 80 тыс. руб. осталось менее 2 тыс. В этот день служба поддержки «Финсервиса» мне ничем помочь не смогла.

С утра я дозвонился в «Финсервис» и попытался решить проблему. Увы, в банке были не готовы к конструктивному диалогу: меня попросили приехать в офис и написать заявление. Никого не волновало то, что я нахожусь в тысячах километров от банка и без денег. В свою очередь, я предложил перевыпустить карту и прислать ее мне, но этот вариант банк не устроил: сказали, что не могут отправить карту по почте, — дескать, небезопасно. Просто перевести деньги через тот же Western Union или на мой счет в другом банке «Финсервис» также отказался.

В конце концов на помощь пришли друзья, которые по первому звонку перевели мне 50 тыс. руб. без вопросов, расписок и процентов. На следующий день деньги были получены. Вернувшись с отдыха, я заехал в офис «Финсервиса». Написал заявление с просьбой вернуть деньги, украденные мошенниками. В банке сроков рассмотрения заявления не озвучили, но друзья, которые оказывались в схожих ситуациях, говорили, что деньги за оспариваемые операции возвращали в течение 30 дней. Однако после месяца ожиданий от банка не было новостей, и пришлось писать заявления в ОВД, ОБЭП и другие инстанции1. Причем все дела пострадавших от карточных мошенников пересылались в ОВД «Дорогомилово», которое закрывало их одно за другим с формулировкой: «Вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления». Пришлось писать уже в прокуратуру, которая постановление об отказе в возбуждении уголовного дела сотрудниками ОВД признала незаконным.

К декабрю банк зашевелился: мне позвонили его сотрудники и попросили подвезти до 11 декабря копию загранпаспорта для проведения дополнительного расследования, а спустя четыре дня я обнаружил, что банк перечислил на мой счет средства, которые покрывали понесенный мошенниками ущерб.

Но вот что странно: исправительная проводка, судя по детализации, была сделана 1 октября. Почему деньги вернули спустя еще два с половиной месяца и почему за пользование ими не оплачен процент? Должен ли банк компенсировать мне моральный ущерб? Можно ли требовать компенсацию упущенной выгоды? Почему банк не вернул положенные по закону деньги по понесенному ущербу (комиссия за перевод средств, отправленных мне друзьями, затраты на телефонные переговоры с банком)?