Друг лучше карты, или Как я с банком воевал

Павел Троицкий
15 февраля 2010, 00:00

Банками и платежными системами нам активно прививается точка зрения, что обладать пластиковой картой престижно и выгодно. Но так ли это на самом деле?

Бывают случаи, когда без карты не обойтись, например покупка авиабилетов через интернет, бронирование гостиниц и других услуг. Но в большинстве своем карты не нужны, и население их не любит. Особенно те, кто хотя бы раз столкнулся с той или иной проблемой, связанной со сбоем в обслуживании «пластика», не говоря уже о ситуациях с мошенничествами. В последнем случае даже ярый апологет «пластика» быстро станет столь же отъявленным его противником.

В конце июля этого года, только приехав на курорт и предвкушая еще две недели расслабленного отдыха на море, я обнаружил, что по моей карте (эмитированной банком «Финсервис», 49% акций которого принадлежат Собинбанку) невозможно расплатиться. В службе поддержки банка, куда удалось дозвониться, мне сообщили пренеприятную новость: днем ранее какие-то «умельцы» сняли в итальянском городе Сиена почти все деньги с моего счета. К слову, сам я был в этот момент в совершенно другой стране. Как выяснилось позже, мошенники смогли получить информацию о карточных счетах клиентов при помощи скимминговых устройств, которые были установлены на банкомате «Финсервиса», расположенном в магазине «Седьмой континент» в Москве. Затем злоумышленники легко сделали копии карт и сняли деньги в разных странах. Служба безопасности банка спохватилась довольно поздно: в моем случае карту заблокировали, лишь когда на счету из 80 тыс. руб. осталось менее 2 тыс. В этот день служба поддержки «Финсервиса» мне ничем помочь не смогла.

С утра я дозвонился в «Финсервис» и попытался решить проблему. Увы, в банке были не готовы к конструктивному диалогу: меня попросили приехать в офис и написать заявление. Никого не волновало то, что я нахожусь в тысячах километров от банка и без денег. В свою очередь, я предложил перевыпустить карту и прислать ее мне, но этот вариант банк не устроил: сказали, что не могут отправить карту по почте, — дескать, небезопасно. Просто перевести деньги через тот же Western Union или на мой счет в другом банке «Финсервис» также отказался.

В конце концов на помощь пришли друзья, которые по первому звонку перевели мне 50 тыс. руб. без вопросов, расписок и процентов. На следующий день деньги были получены. Вернувшись с отдыха, я заехал в офис «Финсервиса». Написал заявление с просьбой вернуть деньги, украденные мошенниками. В банке сроков рассмотрения заявления не озвучили, но друзья, которые оказывались в схожих ситуациях, говорили, что деньги за оспариваемые операции возвращали в течение 30 дней. Однако после месяца ожиданий от банка не было новостей, и пришлось писать заявления в ОВД, ОБЭП и другие инстанции1. Причем все дела пострадавших от карточных мошенников пересылались в ОВД «Дорогомилово», которое закрывало их одно за другим с формулировкой: «Вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления». Пришлось писать уже в прокуратуру, которая постановление об отказе в возбуждении уголовного дела сотрудниками ОВД признала незаконным.

К декабрю банк зашевелился: мне позвонили его сотрудники и попросили подвезти до 11 декабря копию загранпаспорта для проведения дополнительного расследования, а спустя четыре дня я обнаружил, что банк перечислил на мой счет средства, которые покрывали понесенный мошенниками ущерб.

Но вот что странно: исправительная проводка, судя по детализации, была сделана 1 октября. Почему деньги вернули спустя еще два с половиной месяца и почему за пользование ими не оплачен процент? Должен ли банк компенсировать мне моральный ущерб? Можно ли требовать компенсацию упущенной выгоды? Почему банк не вернул положенные по закону деньги по понесенному ущербу (комиссия за перевод средств, отправленных мне друзьями, затраты на телефонные переговоры с банком)?

1Все письма Павла в банк, прокуратуру и ОВД есть в распоряжении редакции

 vrez_picture_2

Советы юриста

Ирина Мельникова заместитель гендиректора по юридическому консалтингу компании «Интерком-аудит»

При неправомерных действиях банка у клиента всегда появляется право на взыскание денег, весь вопрос в том, сколько именно можно получить. При сложившихся обстоятельствах владелец «пластика» имеет право на получение процентов и возмещение убытков, однако способы их расчета могут быть различными. Формально неправомерное списание денежных средств можно подвести под некачественное оказание услуги в соответствии с законом о защите прав потребителей, потребовать возмещения убытков и, если требование не будет устранено в срок, начислить проценты. Однако окончательное решение о том, можно ли применить нормы о защите прав потребителя в данном случае, будет решать суд.

В силу статей 856, 395 ГК РФ однозначно можно рассчитывать на получение процентов за пользование деньгами с момента снятия денег с карточки преступниками до момента их фактического перечисления обратно на счет клиента. Если банк откажется сделать это добровольно, то можно получить проценты на день предъявления иска или вынесения решения.

Теоретически есть возможность взыскать упущенную выгоду, но нужно будет представить расчет ее размера и документально подтвердить его доказательствами (например, представить документы, что именно списанные банком деньги планировалось направить на погашение кредита — в срок кредит не был погашен, из-за чего теперь необходимо уплатить штраф). В отношении морального ущерба все еще сложнее, так как необходимо доказать факт причинения нравственных и физических страданий — предоставить медицинскую справку, что какое-то событие вызвало недомогание. Если ее нет, велика вероятность отказа в возмещении.