Замечательной отличительной чертой Японии 70-80-х годов была ее невосприимчивость к происходящему во внешнем мире. Высокий курс доллара или низкий, потепление международных отношений или охлаждение, бум в Азии или спад - Япония шла своим путем. Нефтяной кризис 1973 года, правда, ударил и по ней, но она встала на ноги быстрее всех остальных развитых стран. Конечно, и ей пришлось делать соответствующие внешнеполитические жесты в нужные моменты, чтобы ублажить американцев, но без особых усилий. В 2000 году, однако, она станет чрезвычайно чувствительной к событиям внешнего мира. Ближайшие несколько лет ее судьба будет зависеть более всего от того, что будет происходить в трех странах - Соединенных Штатах Америки, Китае и Северной Корее.
И здесь кроется нечто большее, нежели банальная международная взаимозависимость. От Японии, этого второго по величине народного хозяйства в мире, от самой высокоразвитой и богатой в Азии страны, можно было бы ожидать и лучшего контроля своей собственной судьбы. Когда в конце 80-х годов казалось, что Японии суждено обойти Америку, большинство полагало, что там вскоре сформируется и соответствующая политическая власть, что, строго говоря, и позволяет реально влиять на события. Этого не произошло, экономика Японии переживала застой целых десять лет. Застой выявил неспособность какой-либо политической партии эффективно управлять внутренней политикой. Что, в свою очередь, отразилось на политике внешней, отчасти уподобив ее флюгеру.
Политики не мешали чиновникам и бизнесменам - это объясняло успехи Японии в 70-х годах, но ровно это же вредило ей в 90-х. Бизнесменов обременили долги и задавила обрушившаяся финансовая система. Чиновники погрязли в коррупции, к тому же они дискредитировали себя, когда лгали по поводу финансового кризиса в надежде, что он сам собой рассосется. Здесь действительно понадобились политики, чтобы принять трудные решения, необходимые для финансовой и хозяйственной перестройки и для восстановления контроля над бюрократией. Но они в общем-то оказались не на высоте.
Вот почему Япония так тяжело пострадала от восточноазиатского финансового кризиса 1997-1998 годов. В это время ее экономика еще только вставала на ноги, не пройдя должной реструктуризации финансов. Так что этот новый удар, который Япония 70-х или 80-х годов и не почувствовала бы, опрокинул ее навзничь. Ее экспорт был парализован, ее банки еще больше осели под тяжестью безнадежных долгов, а если что и повысилось, так это нервозность ее потребителей. В 1999 году японская экономика вновь с трудом поднималась на ноги. Однако радикальные реформы снова не были проведены. Так что какой-нибудь новый финансовый кризис, особенно тот, что ползет над тихоокеанским регионом из США, может снова сбить ее с ног.
Между тем, не имея четкого политического руководства, эта богатая, но уязвимая страна живет во все более напряженном окружении. Китай, традиционный соперник Японии в лидерстве в регионе, находится на грани экономического, а значит, и политического кризиса, поскольку перегрузки в его относительно свободной рыночной экономике повышают давление у его весьма несвободных коммунистических диктаторов. Это в основном будет внутренним делом. Но оно обязательно скажется на Тайване - бельме на глазу китайских националистов, особенно военных. И если так, то это будет иметь нежелательные последствия для всех нас, но особенно для Японии, которая больше всех в регионе поддерживает Тайвань.
Японские политики, в частности в правящей либерально-демократической партии, очень решительно настроены в отношении Тайваня. Последние годы Япония воистину проявляла в этом вопросе твердость и мужество. Но не изменится ли ее внешняя политика, если в ближайшие годы Китай усилит свои словесные атаки на Тайвань, а потом, глядишь, установит блокаду или даже захватит его? Нельзя знать заранее, но это выглядит вполне вероятным.
Внутриэкономическая слабость может сделать внешнюю политику Японии более агрессивной. И не только по отношению к Тайваню, но и, например, к Северной Корее.
Однако вероятнее более позитивные перспективы: Япония наконец-то воспрянет от сна и начнет играть подобающую этой державе роль в регионе.