Предохранение кантоном

24 июля 2000, 00:00

"Обстоятельства подталкивают к кантонизации", - заявил на прошлой неделе генсек НАТО Джордж Робертсон и выразил готовность отделить колючей проволокой противоборствующие национальные общины. Это было сказано по поводу Косово.

События прошлой недели в Карачаево-Черкесии показали, что подобное может случиться и на Северном Кавказе. Детонатором народных волнений стали кадровые решения главы республики Владимира Семенова. Он предложил отправить в отставку премьер-министра Василия Нещадимова и вызвался совмещать два главных поста в республике. Своим вице-премьером Семенов захотел назначить черкеса Анатолия Шевхужева, но тот немедленно отказался.

Народу вся эта комбинация очень не понравилась. Тут еще Борис Березовский сложил с себя полномочия депутата Госдумы от Карачаево-Черкесии и сказал при этом много зажигательных слов об обстановке в республике. Возник очередной всплеск национальных эмоций, который в очередной раз был погашен местными и прикомандированными из Центральной России омоновцами.

Еще в апреле прошлого года, перед выборами нового главы республики, в Карачаево-Черкесии наблюдалось оживление идеологов Великой Адыгеи, которая призвана объединить родственные абхазский, адыгский, абазинский и черкесский народы. Вопрос о выборе главой Карачаево-Черкесии местного "водочного короля" и мэра Черкесска Станислава Дерева казался решенным. Помимо собственных финансовых ресурсов он имел практически неограниченный кредит зарубежной черкесской диаспоры (в основном из арабских стран) и широко пользовался им. А избиратели, в том числе карачаевцы и русские (последние представляют здесь пока этническое большинство - 40 процентов), были готовы проголосовать за кого угодно, только не за конкурента Дерева Владимира Хубиева, правившего республикой еще с советских времен.

Однако в последний момент в предвыборную гонку вмешалась Москва, выставив еще одного кандидата - карачаевца Владимира Семенова, бывшего командующего сухопутными войсками России, уже "раскрученного" в ходе скандала вокруг некрасивых махинаций дальневосточного генералитета.

В результате очень скандальных выборов Семенов все-таки занял пост главы республики. А в декабре с появлением в Черкесске Бориса Березовского, купившего особнячок возле городского базара, жизнь в республике и вовсе стала налаживаться.

Однако весной что-то сломалось в тандеме Семенов-Березовский. Депутат Госдумы, навестивший своих избирателей в апреле, так и не смог попасть на прием к Семенову. Злые языки тогда говорили, что Семенову прямо из Кремля запретили встречаться с одиозным депутатом. А потом у депутата возникли, видимо, более серьезные проблемы личного плана, которые опосредованно повлияли и на умонастроения карачаево-черкесских сторонников кантонизации Северного Кавказа. Снова послышались слова о черкесской автономии, о выходе из состава республики и даже о присоединении к Ставропольскому краю. Ведь власть даже на уровне кантона дала бы Станиславу Дереву шанс расплатиться с местными и зарубежными кредиторами, вбухавшими в него свои кровные миллионы.