Нефтяная стратегия региона

Спецвыпуск
Москва, 30.10.2000
«Эксперт» №41 (253)

В Ханты-Мансийском автономном округе добываются 58 процентов российской нефти, или 5 процентов мировой. И несмотря на то что за последние годы по разным причинам, в том числе и за счет ухудшения качества структуры запасов, объемы нефтедобычи в Западной Сибири упали более чем в два раза, ХМАО еще на протяжении 30 лет останется основным нефтедобывающим регионом России. Между тем минимум, который обеспечивает сегодня экономическую и энергетическую безопасность РФ, составляет 300 млн тонн, а добывается 305 млн, причем прирост запасов не превышает 204 млн тонн, то есть страна практически "проедает" свои запасы. Для того чтобы обеспечить пятипроцентный рост ВВП, к 2020 году в России должно добываться не менее 360 млн тонн нефти. А это значит, что округ должен не только удержать сегодняшние объемы добычи - 170 млн тонн, а и нарастить их. Насколько это реально и что из себя представляет нефтяная политика администрации региона, на территории которого работают сегодня 30 нефтяных компаний, рассказывает заместитель председателя правительства ХМАО Владимир Карасев.

- В последние полтора года спад объемов добычи нефти приостановлен, и наконец-то за последние годы наблюдается рост. Причины понятны - благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть. Но это дело временное, а объемы добычи должны быть стабильны. Возможно ли этого добиться при постоянных колебаниях цен?

Добыча нефти на территории ХМАО основными нефтедобывающими компаниями в 1999 году (млн тонн)

"ЛУКойл -- Западная Сибирь"

44,5

"Сургутнефтегаз"

37,5

ЮКОС

20,5

ТНК

19,7

"Сиданко"

12,8

"Славнефть"

11,9

"Томскнефть"

4,5

- Это вполне возможно при гибкой налоговой политике государства. И дело не только в пляшущих ценах. Разные горно-геологические условия требуют разных затрат на добычу одной тонны нефти. И если мы хотим иметь константу по добыче, значит, как только у компании ухудшаются экономические показатели - увеличиваются затраты или падает цена, государство, чтобы сохранить рентабельность бизнеса, должно сказать: вот этот налог я снижаю, а этот, например, акциз, который никак на экономический результат не влияет, ликвидирую вообще. А у нас сегодня все ставки налогов, за исключением роялти, одинаковы и для высокоприбыльных, и для убыточных объектов. Даже акцизные сборы, которые должны по идее изымать сверхприбыль, дифференцированы не по объектам разработки, месторождениям или залежам, а по компаниям. Таким образом, федеральная налоговая система превращает сегодня свыше шестидесяти процентов разведанных запасов в округе в низкорентабельные. А к чему это может привести? Компании просто отключают низкопроизводительные скважины на старых месторождениях, не вводят в разработку новые объекты. Более того, осваивая нерентабельные запасы, будут вынуждены выбирать шестьдесят - шестьдесят пять процентов от начальных, наиболее дешевых по себестоимости запасов и прекращать добычу на стадии ее падения, когда эксплуатационные затраты не окупаются и не приносят даже минимальной прибыли. Это мо

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (253) 30 октября 2000
    Регионы России
    Содержание:
    Обзор почты
    Культура
    Реклама