Игра с огнем

Михаил Чернов
30 октября 2000, 00:00

Палестинский синдром может распространиться за пределы Израиля

Неделю назад в Каире состоялся внеочередной саммит Лиги арабских государств (ЛАГ). Единственной его целью была выработка общеарабской позиции в отношении палестино-израильского противостояния на Ближнем Востоке. И хотя у арабских государств редко получается выработать единую внешнеполитическую линию, сейчас им, по всей видимости, это удалось.

Арабское единство

Было очевидно, что арабы поддержат палестинскую интифаду (которая на глазах перерастает в настоящую войну), потребуют немедленного вывода израильских войск с палестинских территорий и заявят о необходимости создания независимой Палестины со столицей в Восточном Иерусалиме. Вопрос заключался лишь в том, насколько резкими будут формулировки итоговой декларации и на какие шаги готовы пойти арабы, чтобы помочь своим собратьям в палестинской автономии.

В финальной декларации саммита не было призывов к выходу из мирного процесса и объявлению джихада (священной войны) против Израиля, на которых настаивали лишь радикально настроенные Ливия и Ирак. Основные положения итогового коммюнике сводились к требованиям скорейшего вмешательства мирового сообщества. Арабские страны заявили о необходимости "создать международную комиссию по расследованию преступлений израильской военщины против арабов и ввести на палестинские территории международные силы для защиты палестинского населения". Кроме того, арабские лидеры высказались за создание международного трибунала (по образцу трибунала в Гааге) для суда над военными преступниками. Судить, по мнению участников каирской встречи, необходимо руководство еврейского государства. Для помощи палестинцам по инициативе Саудовской Аравии был создан фонд в миллиард долларов.

Единство арабов выразилось не только в совместных заявлениях. Ряд стран, ранее относительно лояльно настроенных к Израилю, решили разорвать с ним отношения. О закрытии своих дипломатических и торгово-экономических представительств в Тель-Авиве заявили Марокко, Тунис и Оман. Соответственно, были ликвидированы представительства Израиля в этих странах. "Главным итогом саммита стало единство рядов арабских стран по отношению к событиям, которые происходят в Палестине", - подытожил президент Ливана Эмиль Лахуд.

Хуже некуда

Израиль отреагировал на резолюцию арабского саммита немедленно. Премьер-министр Эхуд Барак заявил о временном выходе еврейского государства из ближневосточного мирного процесса. "В свете результатов арабского саммита в Каире мы вынуждены взять тайм-аут для переоценки сложившейся ситуации", - заявил Барак.

Как ни парадоксально, но относительно "мягкая" резолюция, принятая на саммите ЛАГ, невыгодна для Израиля. Дело в том, что решения, принятые на каирской встрече, звучат в унисон с принятой незадолго до того резолюцией ООН. Международное сообщество в лице Генеральной Ассамблеи ООН осудило Израиль за "чрезмерное применение силы". А еще несколькими днями ранее комиссия ООН по правам человека приняла решение начать расследование причин, приведших к насилию на палестинских территориях. Таким образом, позиция арабов по сути совпала с позицией авторитетных международных организаций. Напротив, радикальная резолюция ЛАГ была бы на руку Израилю. На "полях сражения" она ситуацию бы явно не изменила, а Запад еще раз задумался бы об исламской угрозе. Теперь же "международная атака" на еврейское государство набирает обороты. На Израиль давит не только исламский мир, но и потенциальные посредники в лице Вашингтона, Брюсселя и Каира. Антиизраильскую позицию занимает и большинство западных СМИ.

Каждому по "палестине"

Между тем можно задаться вопросом, что произойдет в случае, если палестинцы добьются своего и на карте мира появится независимое палестинское государство. Как ни странно, этот вариант развития событий создаст немало проблем не только для евреев, но и для самих арабов.

Дело в том, что в соседних с Израилем государствах, прежде всего в Иордании и в Ливане, находится огромное количество палестинских беженцев. В Иордании, где свыше 70% населения - палестинцы, дважды - в 50-х и начале 70-х годов - они уже пытались устроить государственный переворот. Попытка 1970-1971 годов переросла по сути в гражданскую войну. Противостояние палестинских военизированных формирований и ливанской армии в начале 70-х стало детонатором разрушительной гражданской войны в стране, продолжавшейся пятнадцать лет. Израиль на протяжении десятилетий контролировал значительную часть палестинских территорий и, таким образом, держал ситуацию под контролем.

В случае создания независимого палестинского государства огромную роль в новом образовании, несомненно, будут играть экстремистские силы во главе с "Хамасом", "Фатхом" и "Исламским джихадом", которые имеют большое влияние на палестинцев, живущих в соседних странах. По мнению экспертов, первой может рухнуть прозападная иорданская монархия. За ней последует светский режим в Египте, где весьма сильны фундаменталисты из организации "Братья-мусульмане", с которой официальный Каир находится в состоянии войны. Ускорится исламизация на треть христианского Ливана. Палестинцы вряд ли захотят переезжать на родину из этого зажиточного по ближневосточным меркам государства, хотя местные власти, надеясь рано или поздно отправить их на родину, не предоставляют им ни гражданских прав, ни права на работу. Имея за спиной палестинское государство, палестинцы станут добиваться и того и другого. Естественно, при помощи многократно опробованной тактики беспорядков, террористических актов и партизанской войны. До предела ослабив или уничтожив еврейское государство, арабские соседи Израиля рискуют получить "палестины" у себя дома.