Эхо индустриализации

Российские металлурги наращивают производство в расчете на внутренний спрос

Последний год двадцатого века оказался весьма успешным как для черной, так и для цветной металлургии России. Во всяком случае, данные официальной статистики за 2000 год о результатах деятельности предприятий этих отраслей говорят именно об этом. Продолжился рост объемов производства, причем львиную долю прироста обеспечил не экспорт, а возросший внутренний спрос на металл.

Черная металлургия

По данным Госкомстата, рост физических объемов продукции в черной металлургии составил 15,6%. При этом производство готового проката черных металлов (наиболее массовый вид продукции отрасли) в 2000 году возросло на 14,7% и составило 46,9 млн тонн. Расчеты, сделанные на основе данных таможенной статистики, показали, что экспорт проката снизился на 3,1% - до 26,5 млн тонн. При этом, правда, активизировались зарубежные конкуренты российских металлургов: импортного проката было ввезено в страну 1,8 млн тонн - на 45,7% больше, чем в предыдущем году. В итоге видимое внутреннее потребление готового проката увеличилось в полтора раза и составило 22,2 млн тонн (см. таблицу 1). Это рекордно высокий уровень за последние семь лет, в течение которых поставки металла на внутренний рынок постоянно сокращались.

Рост объемов производства в ряде случаев (ММК, НТМК, КМК, ОЭМК) опережал рост объемов экспорта, а на таких предприятиях, как "Северсталь", НЛМК, "Запсиб", "Мечел", "Носта", он сопровождался даже сокращением экспортных поставок (см. график 2).

Рост видимого потребления металлопроката, безусловно, связан с оживлением в основных металлопотребляющих отраслях - машиностроении и металлообработке, строительстве, трубной и метизной промышленности. Лишившись возможности и далее наращивать объемы экспорта, металлурги просто вынуждены были обратить более пристальное внимание на внутренний рынок. Отношения с отечественными потребителями качественно изменились: на металлургических предприятиях появились службы маркетинга, которые тщательным образом изучают потребности конечных потребителей, под эти потребности подстраиваются технологии, развиваются дилерские сети.

Обострившаяся конкуренция на внутреннем рынке, как между отечественными металлургическими компаниями, так и с зарубежными, в частности украинскими, металлургами, вынуждает производителей металла думать об улучшении его качества. За прошедший год в сталеплавильном производстве начали просматриваться некоторые позитивные изменения: доля стали, выплавленной в мартенах, снизилась на 0,5%, в то время как на 1,4% возрос удельный вес электростали. Более кардинальные подвижки ожидаются в ближайшие год-два, после реализации собственниками предприятий ряда инвестиционных программ (например, на КМК).

На фоне сокращения экспорта готового проката происходило некоторое улучшение его структуры (см. график 1). Так, доля заготовки в экспортных поставках 2000 года сократилась с 49 до 47%. Доля листового проката, напротив, выросла с 37 до 41%. В 1999 году рост экспорта в натуральных показателях сопровождался снижением его стоимостных хар

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (273) 2 апреля 2001
    Изменения в правительстве
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама