Динамика валютного рынка на прошедшей неделе имела иррациональный характер - движение основных курсов прямо противоречило фундаментальным факторам. Рынок оказался в руках спекулянтов.
Как и ожидалось, рост ВВП США в I квартале был скорректирован (+1,3% вместо ранее объявленных +2,0%), и возможен его дальнейший пересмотр в сторону понижения. Индекс производственной активности Чикагского отделения Национальной ассоциации менеджеров по закупкам в мае вновь снизился до 38,7 против 38,9 в апреле, что указывает на усиление темпов спада в экономике. Заказы на товары длительного пользования сократились в апреле на 5%, текущие расходы потребителей на эти цели снизились на 0,6%, а продажи новых домов упали на 9,5%. Резко подскочило число обращений за пособием по безработице. В то же время из Европы поступала довольно нейтральная информация. Индекс бизнес-ожиданий во Франции снизился в мае со 107 до 104, но остался в области позитивных значений. Майский индекс потребительского доверия в Италии оказался рекордно высоким за последние одиннадцать лет. Опубликованные данные показали весьма умеренный рост инфляционного давления в еврозоне. Из детального анализа следует, что причины этого роста имеют немонетарный характер и связаны в основном с повышением цен на мясные продукты, вызванным вспышкой ящура. Несмотря на такое соотношение факторов, курс евро продолжал падать, опустившись 31 мая до 0,8437 доллара.
Один из руководителей ФРС США Лоуренс Мейер назвал нынешнее укрепление доллара против евро загадкой. Однако г-н Мейер лукавит: одной из главных причин падения евро за последнюю неделю, не слишком щедрую на экономические новости, стало то обстоятельство, что ЕЦБ явно проигрывает ФРС информационную войну. В условиях агрессивного снижения ставок сильный доллар жизненно важен для США, так как служит надежным заслоном против вспышки инфляции и возможного оттока капитала. В последних заявлениях руководителей ФРС, несмотря на очевидный диссонанс с текущей ситуацией, вновь прозвучали фанфары в адрес новой экономики США и одновременно - агрессивная критика европейской экономической политики, которой, якобы, имманентно присуща неспособность к проведению конструктивных реформ. В то же время руководители ЕЦБ ограничились лишь вялыми заявлениями о том, что их не беспокоит падение евро и что установление целевого значения курса единой валюты не является приоритетом европейской монетарной политики. Однако следует заметить, что продолжение такого иррационального поведения валютного рынка может спровоцировать ЕЦБ на интервенции в поддержку евро. Так, глава влиятельного германского института IFO Ганс-Вернер Зинн назвал нынешний курс евро слишком оторвавшимся от реального, исходя из паритета покупательной способности, и призвал ЕЦБ к решительным действиям в его защиту.
Вместе с евро падал и швейцарский франк, курс которого 31 мая упал к шестимесячному минимуму - 1,8005 за доллар.
Еще менее оправданной с точки зрения фундаментальных факторов была динамика курса иены. В апреле в Японии произошло падение промышленного производства на 1,7% и розничных продаж на 1,2% по сравнению с мартом. Реальные личные расходы в апреле сократились на 4,4% по сравнению с апрелем прошлого года, а объем выданных японскими банками новых кредитов за тот же период снизился на 3,4% (этот показатель падает уже сорок месяцев подряд). Строительные заказы упали к апрелю 2000 года на 12,3%. Однако вопреки всем этим данным курс иены вырос до 118,60 за доллар, выйдя, таким образом, далеко за пределы установившегося коридора 120-125 иен за доллар. Резкий рост иены к евро послужил дополнительным рычагом давления на его курс к доллару.
Из основных мировых валют только фунт стерлингов подчинялся действию объективных факторов. Несмотря на падение евро, курс британского фунта остался вблизи 1,42 доллара. Бизнес-инвестиции за I квартал выросли на 0,8% (+9,9% по отношению к I кварталу прошлого года). Рост ВВП за тот же период составил 0,4% по отношению к IV кварталу 2000 года.
Фондовые индексы США испытали незначительное снижение. Так, индекс Dow Jones продолжает балансировать вблизи отметки 11000, что выглядит неоправданным на фоне негативных макроэкономических данных. Глава Банка Англии Эдди Джордж назвал сумасбродным поведение инвесторов на фондовом рынке США, за последние полтора месяца вновь загнавших котировки "голубых фишек" к рекордным уровням.
Цена на нефть в Лондоне 30 мая выросла до 29,08 доллара за баррель. В то же время цена на золото всю неделю падала, дойдя до 267,40 доллара за тройскую унцию. Одним из поводов организации игры на понижение цены стало заявление Владимира Путина о возможности использования государственных золотых резервов для оказания помощи пострадавшим от наводнения.
При подготовке рубрики использовались данные информационного агентства "МФД-ИнфоЦентр" и ИК "Церих Кэпитал Менеджмент"