МПС нужна конкуренция

Русский бизнес
Москва, 17.06.2002
«Эксперт» №23 (329)

В течение ближайших трех лет Министерство путей сообщения выделит на реконструкцию госпредприятия Воронежский вагоноремонтный завод (ВВЗ) 25 млн долларов, заявил во время рабочей поездки в Воронеж министр путей сообщения Геннадий Фадеев. Это означает, что в министерстве и после смены руководства не отказались от инвестиционной программы в 100 млн долларов, о чем заявлял еще бывший глава ведомства Николай Аксененко. Цель программы - до 2008 года наладить производство пассажирских вагонов нового поколения. В этих вагонах будут кондиционеры, телевизоры и удобные сиденья.

Интересно, что исполнителем этой программы МПС избрало ВВЗ, а не Тверской вагоностроительный (ТВЗ). А ведь ТВЗ - единственный в стране, кто может делать вагоны, к тому же в прошлом году он был явно недозагружен. Его мощности позволяют выпускать 600 пассажирских вагонов в год, а железнодорожники, как говорит советник гендиректора ТВЗ Виктор Цыганов, заказали в 2001 году всего-то 342 вагона.

В министерстве свой выбор объясняют так: вагонный парк нужно существенно обновить. Каждый год нужно примерно 900 новых вагонов. Поэтому одними мощностями ТВЗ не обойтись. Похоже, что есть у МПС еще один мотив: тверяне - монополисты, а это всегда отрицательно сказывается как на цене, так и на качестве выпускаемой продукции. В министерстве уже подсчитали, что один тверской вагон стоит около 300 тыс. долларов, а за каждый воронежский вагон оно заплатит на 50-60 тыс. долларов меньше. А прямых рычагов, чтобы воздействовать на себестоимость продукции ТВЗ, у МПС нет. Дело в том, что само министерство этот завод не контролирует, поскольку около 42,5% акций ТВЗ принадлежит Минимущества, а у аффилированной с МПС компании ПФГ "Росвагонмаш" нет даже блокирующего пакета - ей принадлежит всего 24,2% акций завода. А потому, как говорит замдиректора по экономике и финансам Воронежского вагоноремонтного завода Сергей Поличный, для МПС тверской завод - "сложно управляемое предприятие".

До недавнего времени ВВЗ был крупнейшим в системе МПС ремонтным предприятием. Занимался он капитально-восстановительным ремонтом пассажирских вагонов: в старых вагонах заменяли "начинку", и они тут же превращались в вагоны пятого поколения. Именно так в прошлом году завод отремонтировал 300 пассажирских вагонов. Но на ВВЗ на тех же мощностях сумели организовать и "нулевую" сборку новых вагонов, за 2001 год изготовили десять штук. Стало быть, у завода в Воронеже есть амбиции стать полноценным вагоностроительным предприятием. Реализация инвестпрограммы МПС позволит ему обрести этот статус и ежегодно выпускать 350 пассажирских вагонов новой конструкции.

Правда, конкуренты из Твери считают, что использовать крайне дефицитные ремонтные мощности для производства вагонов - нерационально. Тем более что ТВЗ, как утверждает г-н Цыганов, "к 2007 году готов увеличить собственные мощности до 1200 вагонов в год и значительно улучшить их качество".

Новости партнеров

«Эксперт»
№23 (329) 17 июня 2002
Калининград
Содержание:
Калининградский вопрос

Редакциооная статья

Международный бизнес
Экономика и финансы
Русский бизнес
Международный бизнес
Культура
Реклама