Планы менеджмента госстраховщика наполеоновские: за несколько лет добиться капитализации в миллиард долларов и сделать из компании лидера российского рынка, то есть занять как минимум его четверть. Обойдется это, как заявил недавно гендиректор компании Рубен Варданян, в 160 млн долларов. До сих пор на такое не отваживались ни отличающиеся прозрачной системой собственности и четкой структурой управления страховщики из финансово-промышленных групп, ни компании с иностранным участием. А вот холдингу, в котором государство владеет контрольным пакетом акций, а остальные владельцы, победившие на прошлогоднем аукционе, даже не были официально объявлены, судя по заявлениям его менеджеров, это по плечу.
На что "Росгосстраху" нужны такие большие деньги? Бывший госмонополист в нынешнем его состоянии попросту неуправляем, в отличие, скажем, от РОСНО и других коммерческих страховщиков, выросших в России за последние десять лет. В центральном офисе "Росгосстраха" могут принимать какие угодно хорошие решения, региональные же "дочки" будут их попросту игнорировать или даже саботировать. Процесс возвращения де-факто независимых "дочек" под юрисдикцию головного офиса вряд ли пойдет легко - многие директора уже встроились в своеобразные системы регионального бизнеса.
Есть и еще одна проблема. За последние несколько лет бурного роста страхового рынка компания существенно отстала от своих конкурентов. И хотя она по-прежнему лидирует по сбору страховых взносов в массовых видах страхования, но по большей части заполняет ту нишу, в которой не хотят работать другие компании - нишу дешевых и экономически невыгодных для собственного бизнеса продуктов. В Москве и крупных финансово-промышленных центрах "Росгосстрах" фактически уже не присутствует. Переориентировать компанию на новых, более богатых клиентов уже само по себе будет стоить не один десяток миллионов долларов. Огромных вложений требует и создание практически с нуля единой всероссийской информационно-управленческой системы компании.
Десять лет назад все было бы проще. Тогда "Росгосстрах" имел все шансы стать Сбербанком на рынке страхования. И вопрос был не в деньгах, а в неумении грамотно управлять. Сейчас же рассчитанная сумма инвестиций, необходимых для поднятия компании, уже не кажется завышенной. Вполне вероятно, что инерция настолько сильна, что и эту сумму "съедят" с аппетитом, но без видимого результата.