Приватизационный бум начала 90-х в Казахстане, как и в России, прошел практически без участия серьезных юридических фирм. Это понятно, ведь рынок юридических услуг тогда только начинал формироваться. С другой стороны, нарождающийся национальный бизнес просто не имел достаточно средств, чтобы привлекать высококвалифицированную правовую помощь.
Немногие крупные корпорации, как правило тесно связанные с западными компаниями, хотели работать только с иностранными юридическими фирмами. Результат сказался мгновенно: рынок юридических услуг захватили иностранцы. Беда в том, что эти компании поначалу были плохо знакомы с правовой системой Казахстана. Не говоря о невыгодном положении, в котором оказывалась казахстанская сторона, юристы часто допускали "перекосы" контрактов в пользу иностранцев. Тем не менее иностранные компании сыграли положительную роль в становлении рынка юридических услуг Казахстана: вовлеченность в этот бизнес местных специалистов формировала у них западный менталитет и стремление к мировому стандарту решения проблем (еще пять лет назад о Казахстане говорили как о коррумпированной стране, считалось что там очень велико влияние чиновников на бизнес).
Начав работать на перспективном рынке юридических услуг в 1999 году, компания Steiner und Zingermann (совместное предприятие австрийской Steiner und Zingermann и казахстанских партнеров, контролирующих компанию на паритетных началах) оказалась наиболее адаптированной к местному правовому полю, обладая при этом возможностями международной фирмы. Она стала приглашать на работу юристов, получивших образование в Казахстане, специалистов с опытом работы в госструктурах страны и опытом судебных тяжб.
Дополнительным преимуществом Steiner und Zingermann стала новая система оплаты услуг для клиентов - retain fee и success fee - когда основная сумма платежа зависит от конечного результата (в юридических компаниях общепринята почасовая оплата услуг юриста, не зависящая от конечного результата и снижающая заинтересованность компании в выигрыше дела). В Steiner und Zingermann клиент выплачивает 80-90% от суммы только по достижении желаемого результата, остальные 10-20% - предоплата (эти деньги остаются у компании независимо от результатов окончания дела). Стимулируются и сотрудники - каждому гарантирована ежемесячная зарплата, но при успехе дела работник получает бонус.
С компаниями-партнерами Steiner und Zingermann LLP перешла на абонентскую оплату услуг. "Многие юридические фирмы считают абонентскую оплату невыгодной, - говорит генеральный директор компании Канат Асылов, - мы же работаем на перспективу. Сотрудничая по нескольку лет, мы приобретаем доверие компании: запуская какой-нибудь широкомасштабный проект, она привлечет для сотрудничества нашу фирму, потому что в нас уже уверена".
Компания Steiner und Zingermann LLP в основном предоставляет юридические услуги в сфере телекоммуникаций. Именно она представляла интересы казахстанского участника сотовой компании "КаР-Тел" в споре с акционерами - турецкой семьей Узан (Узаны - пятая из самых богатых семей Турции, общий капитал - 1,6 млрд долларов, контролируют второго по величине оператора мобильной связи Турции компанию Telekomunikasyon Hizmetlei (Telsim Mobile). Под контролем семьи также две трейдинговые энергетические компании, банк, телевизионная станция и несколько газет).
Напомним, что с семьей Узан и Telsim связан один из самых громких скандалов в истории мировых телекоммуникаций, который начался в 1997 году и сих пор не окончен. Турецкой Telsim компании Nokia и Motorola предоставили кредит на покупку оборудования. В качестве залога Telsim передала компаниям свои акции: 66% для Motorola и 20% для Nokia. Потом при помощи дополнительной эмиссии акции Telsim были "размыты" до 24% и 7% соответственно. И Nokia, и Motorola, естественно, обвинили семью Узан в махинациях, стоивших этим компаниям почти 3 млрд долларов.
Эта история эхом отозвалась в Казахстане: там бизнес турецких олигархов был представлен инвестициями в компании "КаР-Тел", контролирующей 40% рынка сотовой связи республики и известной своими марками K-mobile и K-card (сейчас Excess). 40% акций "КаР-Тел" принадлежит казахстанской "Телеком Инвест", 60% - турецким Telsim и Rumeli, которые контролирует семья Узан. Здесь турецкая сторона, как в истории с Nokia и Motorola, оказалась недобросовестной: Telsim заключила контракт с "КаР-Тел" на поставку оборудования и телефонов, однако вместо нового оборудования и терминалов поставлялись старые. Причем по документам оборудование проходило как новое и по завышенным ценам. Помимо этого от имени "КаР-Тел" турецкие инвесторы взяли взаймы у Motorola. И последняя потребовала возврата денег у "КаР-Тел", которые считались инвестициями в компанию со стороны Турции. Естественно, казахстанские акционеры и сама компания "КаР-Тел" оказались в незавидном положении. Они подали в суд на турецкую сторону и потребовали принудительно исключить недобросовестных инвесторов из состава акционеров за причиненный компании ущерб, выкупив их долю.
Как уже было отмечено, интересы компании "КаР-Тел" представляла юридическая компания Steiner und Zingermann.
В течение четырех месяцев проводилась экспертиза по нанесенному ущербу, и сейчас судебный процесс фактически завершен. Полгода назад в "КаР-Тел" сменился менеджмент, который восстанавливает позиции компании на рынке.
По мнению Каната Асылова, эта история "положительно повлияет на инвестиционный климат в стране, потому что все решения принимались в цивилизованном судебном порядке. Любой инвестор, знающий суть конфликта 'Nokia и Motorola против Узанов', даже не вдаваясь в детали, одобрит действия казахстанской стороны. Но главное, этот процесс показал тем, кто приходит на наш рынок, что законы должны исполнять все".
По мнению экспертов, телекоммуникационная отрасль стала коньком Steiner und Zingermann. Тем не менее работники компании считают, что невозможно качественно работать для клиента, специализируясь только в сфере телекоммуникаций. Работа юриста - опыт решения правовых вопросов, в целом стоящих перед бизнесом. Клиенты часто сталкиваются с проблемами из смежных отраслей права, поэтому юристу необходимо отлично знать как гражданское, так и административное право, вопросы защиты иностранных инвестиций, регулирования пользования природными ресурсами и даже такими на первый взгляд не связанными напрямую с телекоммуникацией отраслями, как законодательство о недвижимости, таможенное, налоговое право. "Телекоммуникационная отрасль не мешает нам работать с клиентами разных сфер бизнеса, - говорит Канат Асылов. - Скажу больше, благодаря этому мы сегодня активно работаем в банковском секторе, обслуживая ведущие банки республики, в наиболее конкурентной в юридическом плане нефтяной отрасли, сельскохозяйственной, энергетической и других отраслях".