Компьютерный ценз

Ирина Коробкова
8 сентября 2003, 00:00

Применение новых информационных технологий становится принципиальным условием для достижения и удержания страховыми компаниями лидирующих позиций на рынке

Отлаженная система управления - непременное на сегодняшний день условие успешной работы любой страховой компании, которая занимает активную позицию на рынке. Все лидеры страхового рынка уже достигли высокого профессионализма непосредственно в области осуществления страховых операций, поэтому теперь успех или неуспех страховщика во многом определяется технологической оснащенностью. Ведь именно от уровня технической подготовленности компании зависит скорость и качество обработки растущих потоков информации, а значит, и обслуживания клиентов. Особенно актуально это становится в том случае, когда компания обслуживает массовый поток клиентов - сотни тысяч или даже миллионы в год.

С каждым годом пропасть между продвинутыми в технологическом смысле компаниями и теми, кто работает по старинке, растет. Несомненно, лет через пять в числе лидеров рынка окажутся лишь те страховщики, которые сегодня сделали ставку на IT.

Создание в компании корпоративной информационной системы требует серьезных материальных и временных затрат. По оценкам экспертов в области консалтинга, внедрение корпоративной системы управления на основе продукта одного из известных мировых разработчиков (Microsoft, Oracle) обходится средней по размерам компании примерно в миллион долларов. Ну а страховщикам-лидерам, штат сотрудников которых может превышать тысячу человек, придется затратить на модернизацию управления на порядок больше. Внедрение единой системы управления может занимать от полугода до нескольких лет. Так что принятие решения об автоматизации управления компанией - дело серьезное. Позволить себе столь солидные инвестиции в модернизацию управления в состоянии пока только около 15% страховщиков. В то же время предложение разработок в области страхования со стороны компаний IT-сектора пока не успевает за растущими потребностями страховщиков.

Сам себе программист

До недавнего времени страховым компаниям, которые нуждались в автоматизации управления, приходилось на время превращаться в разработчиков программной продукции. Сегодня, по данным компаний IT-сектора, 90% страховщиков используют собственные разработки систем управления. По такому пути пошли "Ингосстрах", РОСНО, Страховой дом ВСК, "Энергогарант" и многие другие.

Как отмечает директор по информационным технологиям компании "Цюрих-Русь" Сергей Савосин, более чем двухлетнее изучение рынка предложений IT ничего не дало - компания вынуждена была заняться собственными разработками. "Страховое решение мы разрабатывали самостоятельно с аутсорсингом процесса кодирования программ", - рассказывает Сергей Савосин. По его словам, разработка заняла два года с одновременным постепенным внедрением отдельных блоков.

Сегодня ситуация на рынке информационных технологий несколько изменилась. Страховым компаниям приходится решать гораздо более сложные в информационном плане задачи, такие как работа на рынке ОСАГО. Страховщикам, которые получили лицензии на этот вид деятельности и начали им заниматься, приходится обрабатывать небывалое по объему количество информации. Как утверждают сами страховщики, без хорошо отлаженной системы управления сделать это просто невозможно.

"Каждый день мы продаем множество полисов ОСАГО, - отмечает заместитель гендиректора страховой компании 'Ариадна' Андрей Сонин. - На оформление полиса вручную уходит примерно полчаса, а автоматизированная система выполняет ту же самую операцию за пять минут. Кроме того, при тех требованиях, которые предъявляют сегодня к страховым организациям контролирующие органы, просто невозможно вести отчетность вручную".

Развитие ОСАГО ставит перед страховщиками и другую проблему - ведение единой базы данных, в том числе охватывающей всю филиальную сеть, с возможностью оперативной обработки информации. Приведем пример. Предусмотрено увеличение тарифа по ОСАГО для высокоаварийных водителей. Проверка участия клиента в ДТП с помощью единой информационной системы займет несколько секунд, что позволит сократить время оформления полиса, а значит, обслужить большее число клиентов.

Впрочем, по словам руководителя департамента разработки и внедрения программного обеспечения Страхового дома ВСК Вадима Орлова, полноценной системой не располагает ни одна российская страховая компания: "Мы, как и другие лидеры рынка, лишь делаем первые шаги: усовершенствуем наши базы с информацией о клиентах, налаживаем связь между подразделениями, проводим работу по автоматизации бэк-офиса".

Альтернатива самопальным системам

Сегодня несколько отечественных компаний сектора информационных технологий разработали программное обеспечение для автоматизации страховых компаний. Эти информационные системы в основном базируются на стабильных продуктах международных компаний, таких как Microsoft или Oracle.

Рынок IT-услуг для страховщиков делят несколько отечественных разработчиков. Предложения в этой области есть у компаний "Корпорация Парус" ("Парус-Страхование"), IBS (IBS Insurance), ИНЭК ("ИНЭК-Страховщик"), Diasoft (Master Insurance), "БиСер" (INSTRAS), 1С. По идеологии они отличаются друг от друга.

Например, корпорация "Парус" работает по принципу комплексной автоматизации предприятия. "Разработка 'Паруса' - это комплексное решение на основе продукта Oracle, включающее страховой и бухгалтерский учет, фронт-офис и бэк-офис", - говорит директор департамента корпоративных решений для страхового рынка Юрий Зеленин.

Компания IBS пошла по другому пути. По словам специалиста компании Владимира Водянова, наряду с комплексным решением (система IBS Insurance на основе Microsoft Business Solution-Navision) IBS предлагает и такой вариант: интегрировать в уже действующую систему специальное страховое решение, что позволит избежать лишних расходов и защитить инвестиции.

Модульный подход проповедуют и в компаниях Diasoft и ИНЭК. Они производят программные модули, которые содержат лишь специфические функции, необходимые страховщикам. Такой продукт можно "собирать по кубикам", как конструктор, при желании включая дополнительные возможности. Стоимость продукта при этом будет меняться в зависимости от конечного состава программного обеспечения и количества рабочих мест, которое приобретает компания.

Активно продвигает свои услуги на российском страховом рынке компания SAP, которая присутствует здесь уже несколько лет. Правда, первую сделку со страховщиком SAP заключила лишь недавно - с компанией СОГАЗ на внедрение информационно-технологического решения mySAP Business Suite. При этом, по словам директора по информационным технологиям компании СОГАЗ Алексея Важнова, система SAP будет интегрирована в собственную информационную систему СОГАЗа, которая сейчас создается на основе компонентов различных производителей.

Аналогичным образом поступают и многие другие лидеры рынка, которые фактически формируют собственные уникальные информационные системы, используя при этом различные блоки, в том числе и предлагаемые иностранными IT-компаниями. Ситуацию комментирует вице-президент "Росгосстраха" Алексей Телятников:

- Автоматизация крупных страховых компаний должна строиться по модульному принципу. Это значит, что под определенный объем функций - бухгалтерский или операционный учет - должен быть специализированный самодостаточный модуль. Только в этом случае мы сможем сложить общую картину, которая отразит ту сложную оргструктуру, которая есть в компании, а также получим возможность достаточно гибко изменять информационные системы под изменяющуюся структуру компании, структуру ее бизнеса. И еще: бессмысленно автоматизировать систему просто ради самого процесса автоматизации. Сначала должен оптимизироваться бизнес компании в целом, а потом уже к нему прикладывается автоматизация.

Далеко от идеала

Опрос страховых компаний, проведенный рейтинговым агентством "Эксперт РА", показал, что ни одна из ???"отдельных" разработок полностью не удовлетворяет все нужды страховщиков. Их претензии заключаются в том, что предлагаемые им продукты слишком сложно интегрируются в системы, уже работающие в компании, или разработчиками не учтены специальные возможности (экспертиза ДТП, учет операций в валюте, управление перестраховочными операциями и т. д.). Наибольшие нарекания вызывает высокая стоимость продуктов, в среднем одно рабочее место обходится в 1000 долларов. При этом значительную часть стоимости продуктов составляет цена лицензии, которая зависит от количества рабочих мест. Адаптация программного обеспечения также стоит дополнительных денег, конкретные цифры разработчики отказываются называть - это вопрос договоренности с каждой конкретной страховой компанией.

Вадим Орлов считает, что разработки российских IT-компаний ориентированы на средних страховщиков: все предлагаемые продукты практически не приемлемы для страховщиков с большими филиальными сетями. Основная же проблема западных продуктов заключается не только в их цене (по зарубежной статистике, лишь на поддержание информационных систем ежегодно должна расходоваться сумма, равная 1% от оборота компании), но и в кардинальных отличиях между принципами ведения страхового бизнеса, а также системами учета в России и за рубежом.

Приобретение готовых систем фактически сажает страховщика на "иглу", делает его зависимым от внешнего разработчика программного обеспечения. Особенно эта проблема актуальна в России, где законодательные изменения происходят настолько часто, что расходы на постоянную модернизацию IT-систем могут зашкаливать за все разумные пределы.

В подобной ситуации для крупных страховщиков собственные разработки оказываются как более выгодными, так и более приспособленными к специфике этого бизнеса. Решения, разработанные крупнейшими страховыми компаниями, получили высокую оценку и со стороны специалистов компаний сектора информационных технологий. Так что не исключено, что со временем эти решения превратятся в продукты, с которыми на рынок выйдут сами страховщики, компенсируя таким образом затраты на их создание.